Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Современное общество - это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.

В настоящее время в педагогической литературе и высказываниях педагогов-практиков термин “проектирование” употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.

Как в области техники, технологично спроектированный педагогический процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, т.е. достаточно подробно разработан. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности обучающихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогичекие условия. Тем самым он создаёт своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. Метод проектов является наиболее есте­ственным способом создания в ходе обуче­ния среды (т.е. условий и ситуаций дея­тельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетентностей у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составля­ющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетентности.

Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта [5]. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых в учебном процессе или в результате самообразования.

Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).

На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем.

Проекты, выполняемые на уроках, могут быть краткосрочные или средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Проекты выполняются при изучении тем: “Программирование на языке “Turbo Pascal”, “Графика языка Turbo Pascal”, “Логические функции MS Excel”, “Использование текстового процессора MS Word как издательской системы”, “Создание презентаций с помощью PowerPoint”, “Системы управления базами данных MS Access”. Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова.

Актуальность: в процессе преподавания предмета информатика и ИКТ в школе, мы отметили, что обучающиеся при изучении различных тем затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовать ее и представлять перед аудиторией, то есть западают информационная и коммуникативная компетентностей. Мы поставили цель найти способ, формы и средства для решения данной проблемы. На первом этапе работы мы использовали рефераты, различного рода творческие работы и проекты. В качестве более эффективной зарекомендовала себя работа с проектами. У обучающихся, повышался познавательный интерес, они с большей усидчивостью относились к учебному материалу, быстрее усваивали сложные темы, овладевали навыками: планировать свою деятельность, качественно работать с информацией, самостоятельно принимать решения, проводить рефлексию и предъявлять результаты своего труда перед аудиторией.

Объект исследования: процесс развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.

Предмет исследования: педагогические условия развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.

Цель: выявить совокупность педагогических условий развития информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.

Задачи:

  1. Провести сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании его в уроке.
  2. Выявить наиболее приемлемые подходы в использовании метода проекта, исходя из возрастных особенностей обучающихся.
  3. Разработать систему уроков по основным содержательным линиям предмета информатика в среднем, общем, старшем звеньях, с учетом развития информационной и коммуникативной компетентностей, с использованием проектного метода.
  4. Подготовить систему могиторинга сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов в учебный процесс.

Гипотеза

Если внедрить метод проектов в урок информатики и ИКТ, то это позволит подготовить ученика:

  • умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;
  • владеющего навыками моделирования и проектирования;
  • обладающего, информационной и коммуникативной компетентностями.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной.
  • Повышение познавательного интереса к изучению предмета.
  • Повышение качества обучения и успеваемости.

Концепция: В данном случае из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики был выбран метод проектов как средство развития компетентностей обучающихся, потому, что в условиях еще существующей классно-урочной системы занятий этот метод наиболее легко вписываются в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о профильных классах, предусматривающих иное содержание, более углубленное, профильно ориентированное, то данная технологии легко вписываются и в эти образовательные системы. Это методическая система, позволяющая, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами. В дано программе. Под проектным методом будем понимать метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [5].

Метод проектов является одним из эффективных методов повышения мотивации, познавательного интереса учащихся. А также именно метод проектов помогает развивать у обучающихся, информационную и коммуникативную компетентности.

Под информационной компетенцией будем понимать - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

А под коммуникативной компетенцией - знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетентностей в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [9].

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами [3].

Одним из инновационных моментов данной программы является система преемственности проектной деятельности при переходе из класса в класс. Переходя в следующий класс обучающийся уже имеет определенный багаж знаний, умений и навыков работы с проектами. Поэтому на каждой новой ступени обучения уровень проектной деятельности усложняется

Механизм реализации

Работа над проектами с обучающимися проходит по следующим этапам [11]:

I. Организационный этап

Изучение технологии проектирования, даются основные понятия о проектной деятельности.

Ознакомление с методическими материалами, которые отражают историю возникновения, типологию и структуру проектирования, календарь работы над проектом, рекомендации к проектированию, критерии оценки и др. На уроках и консультациях с учащимися рассматриваются следующие вопросы:

  • Проект, его типы и структура.
  • Этапы проектной деятельности.
  • Критерии оценки проектов.
  • Оформление результатов проектной деятельности
  • Демонстрация готовых проектов.
  • Создание творческих групп, пар.
  • Планирование работы над краткосрочными и долгосрочными проектами.

II. Внедренческий этап

  • В тематическое планирование обучения внесены элементы проектной деятельности.
  • Разработаны межпредметные проекты.
  • Разработаны методические рекомендации к составлению теоретической части проекта, схема обдумывания, алгоритм работы над проектом и типология проектов для каждого класса, критерии оценки проекта.
  • Привлечение обучающихся в творческие группы, пары.
  • Контроль, оказание методической поддержки проектной деятельности, координация внутригрупповой и парной работы обучающихся.
  • Составлен календарь работы для каждого учащегося.
  • Проводятся консультации для обучающихся.
  • Создание мини-проектов в рамках урока информатики.
  • Создание в кабинете уголка проектов, для каждого обучающегося создается календарь работы над проектом.
  • Создание списка проектов, в дальнейшем его доработка и расширение.
  • Создание мини-проектов, групповых и индивидуальных проектов. В проектах задействовать обучающихся всего класса. Выполнение проектов разного жанра: газеты, бюллетени для информационного уголка в классе, кроссворды с фрагментами, демонстрационно-иллюстративный материал, прикладной проект. Использование проектов в качестве промежуточной аттестации по информатике.
  • Деятельность обучающихся организуется следующим образом: индивидуально, в парах, в группах. В проектах должны быть реализованы следующие дидактические цели: обобщить, систематизировать учебный материал, применить его на практике, развить творческие способности.
  • Вывести обучающихся на участие в научно-практической конференции. Подготовить к выступлению проектов обучающихся на различные конкурсы.

III. Аналитический этап

  • Проведение анкетирования. С целью определить влияние проектной деятельности на личные успехи учеников (Приложение №1)
  • Анализ влияния на учебную деятельность использования проектов (срезы, аттестации, результаты успеваемости и качества по четвертям).
  • Анализ развития информационной и коммуникативной компетентностей.
  • Составление плана дальнейших действий.

Изучив положительный опыт использования метода проектов в педагогической деятельности, применения их для проведения итоговых творческих заданий, итоговых работ по теме в виде проектов, мы пришли к выводу, что использование метода проектов на уроке информатики способствует:

  • формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков дня осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
  • развитию информационной и коммуникативной компетентностей;
  •  развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации
  • развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
  •  развитию пространственного воображения.

Сроки реализации программы: 2009-2012 годы, на базе МОУ «СОШ №2 им.А.И. Исаевой» города Нефтеюганска с 5-11 классы. 5 классы – 62 учащихся, 6 класс – 52 учащихся, 7 класс – 63 учащихся, 8 классы – 61 учащихся, 9 классы - 71 учащийся, 10 класс - 14 учащихся, 11 класс – 15 учащихся.

Этапы реализации программы

Этап, сроки этапа, цели и задачи этапа

Планируемый результат

Подготовительный 2008-2009 уч. год

Цель: сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании его в уроках информатики и ИКТ.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Изучение зарубежного и отечественного опыта по использованию метода проектов в уроке
  2. Составление типологии проектов и их характеристики применимо к уроку.
  3. Подготовить методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
  4. Разработка набора ключевых компетентностей обучающихся как прогнозируемого результата обучения с помощью метода проектов.
  5. Подготовить систему оценки успешности введения проектов в учебный процесс.
  6. Разработка тематического поля проектной деятельности.
  1. Создание краткого словаря «проектных» терминов
  2. Выбрать типы проектов которые максимально подходят для использования их в урочной системе (ограниченной во времени).
  3. Представление методических рекомендаций учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ.
  4. Создание набора ключевых компетентностей.
  5. Подготовить пакет диагностического материала
  6. Создать примерные темы проектов по содержательным линиям предмета информатика и ИКТ.
  7. Апробировать метод проектов на отдельных темах в классах с высоким и низким и познавательным интересом к предмету информатика и ИКТ.

 

2009-2010 уч. год. Практический

Цель: внедрение и апробация проектной деятельности в уроке информатики и ИКТ.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Внедрение проектной деятельности
  • в основной школе
  • в старшей школе
  1. Разработка и внедрение уроков с применением проектной деятельности по основным содержательным линиям предмета информатика и ИКТ
  2. Создание системы мониторинга оценки успешности введения проектов в учебный процесс.

 

  1. Разработать и апробировать портфолио проекта учащегося на уроке информатики и ИКТ.
  2. Разработать модульный курс «Основы проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ»
  3. Разработать пакет методических рекомендаций по организации проектной работы на уроке.
  4. Проведение семинара для педагогов городского методического объединения информатики и ИКТ «Проектная деятельность на уроке информатики и ИКТ»
  5. Создание электронного банка презентаций проектов созданных на уроке информатики и ИКТ.
  6. Организовать и провести в рамках школьной недели информатики научно-практическую конференцию «Ступени познания 2010» посвященную проектной деятельности обучающихся на уроке информатики.
  7. Выпустить сборник лучших проектных работ – победителей НРК «Ступени познания 2010».
  8. Анализ результата мониторингов.

2010-2011 уч. год. Практический

Цель: внедрение и апробация проектной деятельности как основы формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях урока информатики и ИКТ.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Внедрение проектной деятельности
  • в основной школе
  • в старшей школе
  1. Разработка и внедрение уроков с применением проектной деятельности по основным содержательным линиям предмета информатика и ИКТ с учетом развития ключевых компетентностей.
  2. Внедрение системы мониторинга за сформированностью ключевых компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов в учебный процесс.

 

  1. Реализация проектов обучающихся совместно с учителем и родителями.
  2. Создание отдельного сайта в рамках проектной деятельности «Формирование ключевых компетентностей через проектную деятельность обучающихся на уроке информатики и ИКТ».
  3. Создание методички с разработками уроков по основным образовательным линиям предмета информатики и ИКТ
  4. Разработать требования к уровню сформированности ключевых компетентностей обучающихся и Критерии оценивания ключевых компетентностей обучающихся для основной и старшей школы на 3 уровня развития по 3-ём компетентностьм: информационной, коммуникативной, решение проблем.
  5. Разработать Мониторинговые карты оценивания ключевых компетентностей обучающихся для преподавателя.
  6. Проведение методического семинара для педагогов городского методического объединения информатики и ИКТ «Проблема формирования ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроке»
  7. Создание электронного сборника презентаций проектов созданных на уроке информатики и ИКТ.
  8. Провести в рамках школьной недели информатики научно-практическую конференцию «Ступени познания 2011» посвященную проектной деятельности обучающихся на уроке информатики.
  9. Выпустить сборник лучших проектных работ – победителей НРК «Ступени познания 2011»

2011-2012 уч. год. Обобщающий

Цель: Проанализировать опыт организации проектной деятельности в уроке информатики и ИКТ».

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Мониторинг результатов основных направлений программы.
  2. Корректировка в условиях, содержании, технологии, организации исследовательской работы по теме: «Проектная в условиях урока информатики ИКТ»
  1. Проведение мониторинга по сформированности ключевых компетентностей обучающихся и оценки качества знаний по предмету.
  2. Анализ полученных результатов.
  3. Корректировка в условиях, содержании, технологии, организации исследовательской работы по программе: «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ».
  4. Организация базовой площадки.

 

Критериии оценки

Программа будет оцениватся по двум направлениям:

  • Качество знаний по предмету (анкетирование, тестирование, контрольные срезы).
  • Развитие ключевых компетентностей: информационной и коммуникативной.

Факторы риска

Риски

Их решение

Рвазличный уровень начальной подготовки учащихся по предмету.

Дефференцированииый подход в организации проектной деятельности на уроке, подбор заданий по уровням для различных груп учащихся.

Отсутствие обучающегося на предедущем уроке по различным причинам. Тем самым отстование по работе с проектом.

Дополнительные занятия с данными обкучающимися или индивидуальная работа на уроке.

Различная скорость работы с проектами у обучающихся разных групп.

Организация управляемых проектов на уроке.

Материально техническая база:

Аппаратные средства

  • Компьютерный класс - 10 компьютеров. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

План курса. Темы проектов по основным содержательным линиям предмета информатика и ИКТ

Тема

5-6 классы

8-9 классы

10-11 классы

1

Информация и информационные процессы

Создание книжки «Ребусы о информатики» Проекта «История письменности»

Создание и оформление сборника задач на тему «Измерение инфориации»

Создание проекта «Философия и информатика»

2

Представление информации

Мини-проект (парная работа) «Шифровальщик»

Создание методички(групповая работа) «Метод координат»

Создание обучающей презентации «Представление информации»

Создание теста по теме «Представление информации» средствами Excel.

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Создание сборника кроссвордов «Все об ЭВМ»

Проект «Предистория и история развития ЭВМ»Создание обучающей презентации «Устройство ЭВМ»

Создание проекта «Стенд «Усройство компьютера» (из неработаюцих деталей ПК). Создание межпредметного (с физикой) проекта «Работа тригера»

4

Алгоритмы и исполнители

Создание программ в среде программирования Qbasic

Созданеие программ в среде «Кенгуренок», Turbo Pascal

Создание программ в среде программирования Delphi

5

Формализация и моделирование

Созжание графических моделей средствами графических редакторов.

Создание проекта «База данных».

Создание проектов: «Биологические модели», «Экономические модели», «Моделирование физических процессов», «Статистические исследования»

6

Обработка текста

Мини-проект «Сочинение о маме», проект «История письминости»

Проект «Информационный бюллетень»

Проект «Школьная газета»

7

Обработка графики

Мини-проект «Поздравительная открытка», «Моя школа», «Мой город», «Чертеж»

Проет «Чертеж», «Компьютерная графика», творческий проект «Логотип».

Проект «Обработка графических файлов для размещения их на сайте, в газете», использование Flesh- технологий для создания анимации.

8

Мультимедийные технологии

Мини проект «Мультфильм» (технология смена слайдов). Создание презентаций с использованием гиперссылок.

Создание обучающей презентации. Создание анимационного фильма (на одном слайде средствами MS Power Point)

Создание презентаций с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения.

9

Обработка числовой информации

Проект «История систем счисления».

Создание сборника задач «Системы счисления»

Создание тестов по теме «Обработка числовой информации». Средствами Excel.

10

Коммуникационные технологии

-

«Возможности поисковых систем», создание личного сайта.

Создание школьного сайта. «Суд над интернетом»

11

Информационные системы

-

Создание проекта «База данных»

Создание групповых проектов «База данных»

Методические комментарии

Система использования метода проектов на уроке информатики и ИКТ.

1 этап - даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;

2 этап - проведение практических занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений, учащихся по базовому курсу информатика;

3 этап - выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Типология проектов по годам обучения

Вид деятельности

5-7 класс

8-9 класс

10-11 класс

1

Типы проектов

По доминирующему в проекте методу

Информационные , практико -ориентированные

Межпредметные, практико-ориентированные, творческие, исследовательские.

Межпредметные, практико-ориентированные, творческие, исследовательские, профильные.

По количеству участников

Индивидуальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Индивидуальные, групповые

По продолжительности проведения

Краткосрочные, среднесрочные

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

Среднесрочные, долгосрочные

2

Области проектной деятельности

Общеобразовательные предметы;
Оформление

Общеобразовательные предметы;
Внеурочная деятельность;
Участие в конкурсах

Итоговая аттестация;
Промежуточный контроль по предметам;

3

Результат проектной деятельности

Выпуск бюллетеней, реферат, сочинение, песня, стихотворение, сборник кроссвордов и ребусов, мультфильм, презентация, выставка рисунков.

Оформление кабинета, изготовление наглядных пособий, изготовление макета, создание действующих программ, фотомонтаж, выпуск газеты, сборник задач и кроссвордов, создание презентации различного назначения, создание БД, чертеж.

Сайт школы, презентации различного назначения, создание компьютерных тестов, создание действующих программ, создание действующих компьютерных моделей, школьная газета, социальный проект.

Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ

Компетентность

Характеристика компетентности

Формирование компетентности

учителем

учеником

Коммуникативная

Поведение в обществе – Этикет.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Защита сообщений по выбранной теме,

Работа в группах бригадах

Руководство во время выполнения проектов и практических работ

Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка

Социокультурная

Применение на практике и в жизни ЗУНов:

.Обучение основам конструирования, моделирования Контроль и помощь во время практических занятий.

Ведение кассовой книги семьи, составление семейного бюджета,

Ценностно – смысловая

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Помощь при выборе темы проекта и при его создании

Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах

Информационная

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Выработка навыков работы со справочной литературой, Интернетом.

Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.

Учебно – познавательная

Межпредметная связь: география, биология черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов.

Инструктаж по построению чертежей конструкций, Использование демонстрационного материла

Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, исследовательская работа.

Здоровье- сберегающие

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи

Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в коипьютерном классе. Оказание первой медицинской помощи.

Литература.

  1. Возрастная и педагогическая психологи. Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.
  2. Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетентности – новая парадигма результатов образования», Интернет-журнал "Эйдос".
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
  4. Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003.
  5. Полат Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, 2002.
  6. Психолого-педагогические показателидеятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004.
  7. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  8. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования», Народное образование, 2003. - №2. – С.58-64.
  10. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей». Интернет- журнал "Эйдос".
  11. Разработки с фестиваля «Открытый урок», теме «Проектный метод».