Элективный курс "Решение задач". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Пояснительная записка.

Программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с математикой, физикой.

Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности а так же даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями приведенными в приложении.

Математический аппарат не сложен, так как базируется на общеизвестных расчетах задач, формулах, приведенных в приложении. Расчеты по химическим уравнениям удобнее всего вести с использованием количества вещества (n) –моль. При расчетах молярных масс используются окруженные атомные массы элементов. В приложении обобщен опыт работы учителя Шулепиной В.Д., когда еще не было такого разнообразия печатной дидактической продукции и прошлогодние курсы при МГУ вычисление-Химияпрофессора Бердоносова, которые ею пройдены.

Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.a

Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к химии другим предметам, любознательности, творческих способностей, умений и навыков производить расчеты связанные с химией.

Основные задачи курса:

  • Закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области решения типовых расчетных задач.
  • Продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности
  • Продолжить формирование умения решать расчетные задачи.
  • Развивать учебно-коммуникативного умения
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
  • Формировать индивидуальные образовательные потребности (выбор профиля обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)

 Формы контроля:

Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома. В работе используются взаимно и самоконтроль при помощи образцов решения задач и упражнений, домашние контрольные работы. Попытаться использовать проектные технологии для творчества и самостоятельного изучения более усложненных типов задач для способных детей. Завершение проектов заканчивается презентацией для остальных учащихся.

Ожидаемые результаты:

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
  • научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
  • закрепить практические навыки и умения при решении задач;
  • выполнять творческие задания;

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:

  • формирующие научную картину мира;
  • применение теоретических знаний на практике решения задач;

Умения:

  • уметь производить типовые расчеты химических задач указанных в планировании согласно программе для общепринятых учреждений;
  • выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.

Содержание курса.

  1. Введение - 1 час.
  2. Ознакомление с целями, задачами, …. формулами и литературой.
  3. Нацеливание на творческие работы, проекты
  4. Вычисление по химической формуле вещества - 2 часа. Вычисление Mr, M вещества по формуле. Вычисление отношения масс атомов элементов в сложном веществе по его формуле.
  5. Вычисление по расчетным формулам применяемые при решении задач - 4 часа.
    вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ
    вычисление W раствора
    вычисление m растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей (в %)
    вычисление m растворителя и растворенного вещества для приготовления расчета с его заданной W (в %)
  6. Задачи с использованием понятия “моль” - 3 часа.
    n = m/M, n= V/Vm , n= N/ NA
  7. Вычисления по химическим уравнениям – 20 часов:
    вычисления по химическим уравнениям m веществ по известному количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате реакции) - 2 часа;
    усложненные массовой долей раствора - 2 часа;
    вычисление относительной плотности газов (D) по Mr - 2 часа
    вычисление объема газа (при н.у) – 2 часа;
    вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода – 2 часа;
    расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке - 2 часа;
    вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей - 2 часа;
    вывод простейшей формулы соединений по массовой доле элемента (в %) – 2 часа;
    нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его относительной плотности (D) и W элемента (в %) – 2 часа;
    определение молекулы вещества по его D и m или объему продуктов сгорания - 2 часа.
  8. Обобщение - 1 час
  9. Защита проектов - 1 час (1 день)

Предлагаемые темы рефератов

  1. Решение задач по теме “Электролиз”
  2. Решение задач по темам “Скорость химической реакции”
  3. Решение задач по теме “Химическое равновесие.
  4. Решение задач Термодинамика
  5. Решение задач с производственным содержанием
  6. Решение задач экологического содержания
  7. Решение задач на смеси
  8. Примеры решение задач усложненных и комбинированных
  9. Задачи на газовые смеси
  10. Задачи на металлические пластинки
  11. Задачи, при решении которых следует составлять алгебраическую систему уравнений
  12. Экспериментальные задачи

Литература для учащихся

  1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
  2. Кузьменко Н.Е. Химия для школьников старших классов и для поступающих в вузы. М. :Дрофа,1999.
  3. Кузнецова Н.Ф. Задачник 8-9 классы.
  4. Аликберова Л.Ю. Задачи по химии с экологическим содержанием.

Литература для учителя

  1. Суровцева, Радецкий, Кузьменко, Хомченко, Ерыгин, Химия в школе и др.
  2. Каждый учитель сам подбирает соответствующую литературу.

Приложение.

Презентация.