Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"

Разделы: История и обществознание


Цель и задачи:

  • разобрать деятельность противоборствующих сторон в братоубийственной войне;
  • содействовать формированию прочных знаний через самостоятельную ( групповую) деятельность;
  • способствовать формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • выявить факты красного и белого террора;
  • способствовать развитию у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, формировать умения сравнивать, анализировать изучаемые факты и понятия.
  • формировать чувства коллективизма у учащихся;
  • воспитывать чувства патриотизма, толерантности, любви к национальной культуре, неприятия какой бы то ни было войны, агрессии;
  • воспитание активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству на уроке.

Термины: террор.

Оборудование:

  • карта “ Гражданская война 1918-1920 гг.”.
  • видеофильм “ Гражданская война” (кадры о роли и взглядах крестьян на противоборствующие стороны).
  • задания для групп, включающих в себя учебники по истории России 20 века, набор документов, технологическую карту урока, карточки для голосования.
  • мультимедийный проект по теме урока.
  • магнитные ленты с надписями, которые будут вывешиваться на доску в ходе урока: : “ Россия”, террор, написанный красным и белым цветами, три полосы - красная, белая и зелёная.

На доске:

  • тема;
  • эпиграф;
  • вопрос урока: “ Почему победили красные?”

Эпиграф: “ Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране”. Б.Пастернак. Доктор Живаго.

Опережающее задание: учащиеся заранее делятся на три группы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: “ Здравствуйте, меня зовут Татьяна Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок истории. Ребята, вы верите в предсказания?”

Учащиеся – да. Не всегда и т.д.

Учитель: (1 кадр презентации) “ Знаменитый французский врач и астролог 16 века Мишель Нострадамус предсказал (зачитать слова из презентации). Эти строки служат прологом к теме нашего урока – назвать тему. У вас есть технологическая карта урока, где указана тема, цель и основные моменты нашего занятия.

Сегодня мы рассмотрим деятельность противоборствующих сторон, ввергнутых в братоубийственную войну. Выявим факты красного и белого террора. В конце урока попытаемся ответить на вопрос: “ Почему победили красные?”

Речь сегодня пойдёт о небывалой в мировой истории братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, а тем более, если это гражданская война. (2 кадр презентации). Гражданская война – это тяжёлый период в истории нашей страны. Брат против брата. Одна страна, но каждая из сторон видела свою Россию.

Историк до сих пор спорят о времени начала гражданской войны.

3 кадр презентации – вопросы фронтального опроса, используется карта.

Учитель: (4 кадр) “ Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом”. (5 кадр).

Борис Пастернак в своём произведении “ Доктор Живаго” писал…- зачитать эпиграф.

И сейчас мы с вами рассмотрим, что же это за банды и как они стремились к власти.

( на доску вывешиваются магнитные ленты) Итак, Россия, красные, белые и третья сила, оказавшаяся между молотом и наковальней – зелёные.

( 6 кадр) У нас три экспертные группы, каждая из которых за пять минут должна , по предложенным документам и раннее изученным фактам, исследовать деятельность одной из противоборствующих сторон: красных, белых и зелёных”.

Группы получают задания и выполняют их.

Учитель: “ Проверим работу групп.

- ( 7, 8, 9, 10 кадры) деятельность красных в годы гражданской войны – учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

- ( 11, 12, 13 кадры) деятельность белых – группа отвечает на вопросы.

- ( 14 кадр) просмотр учебного видеофильма. (15 кадр) – почему крестьяне не выступили отдельной силой? – ответы группы.

Учитель (16 кадр): “ Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором.(16 кадр, где даётся определение) Кто первым развязал террор установить невозможно. Но, фактов, что насилие стало нормой поведения, достаточно много. Приведём же эти факты, попутно составляя таблицу.

- 17, 18, 19, 20, 21 кадры о красном терроре. Учитель добавляет факты.

- 22, 23, 24, 25, 26 кадры о белом терроре.

Учитель: “ Борис Васильев в статье “ Покаянные дни” писал “ В стране мучили и убивали людей. Убивали обе стороны – и кровавые подвалы ЧК походили на залитые кровью подвалы белогвардейских контрразведок. И там и тут обматывали людей колючей проволокой, выкалывали глаза, делали перчатки из человеческой кожи, сажали на кол…террор – это будни гражданской войны”.

- 27 кадр. Итоги террора.

- 28 кадр. Стихотворение М.Цветаевой

Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

Учитель: (30 кадр) “ И красные и белые любили Россию, были патриотами страны, но каждый видел по-своему её будущее. Есть ли различие между красным и белым террором?”

Ответы учащихся.

- кадр 31. третья сила в войне.

Учитель: “ Какое влияние на исход гражданской войны оказало зелёное движение?”

Ответы учащихся.

- кадр 32.

Учитель: “ Изучив документы, ответьте кем же являлись, по вашему мнению красные? Белые? А как зелёные относились к тем двум силам?”

Каждая группа даёт ответ.

Учитель: “ Предсказание Нострадамуса сбылось. Была кровь, белые и красные. Мы рассмотрели с вами действия противоборствующих сил в годы гражданской войны. Выявили факты красного и белого террора. Давайте попытаемся ответить на вопрос – Почему победили красные?”

Ответы учащихся.

Учитель: “ Максимильян Волошин в 1920 году писал

И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
“ Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных, правда – с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

( кадр 34) Действительно, сложно определиться. Каждый видел свою Россию. Душевные сомнения. Родственники за белых, а ты всем сердцем за красных. Что делать? Куда бежать? А ведь братоубийственной войны можно было избежать, но…Главное, чтобы братоубийство не повторилось вновь.

( кадр 35) Дома ответьте на вопрос – Существовали ли реальные альтернативы революционному террору?

( кадр 36) Подводя итог, посмотрим, какое значение имеет для вас наш урок.

Учащиеся голосуют, учитель подводит итог голосования.

( кадр 37) Наш урок мне бы хотелось закончить словами М.Волошина( зачитать стихотворение из презентации).

Спасибо за урок.

2. Заключительный момент.