Занятие со старшеклассниками "Путь к успеху"

Разделы: Школьная психологическая служба


Для занятия класс делится на 3 группы. Часть заданий выполняется всей группой, часть заданий ребята выполняют самостоятельно.

Организационный момент

Приветствие.

1. Добрый день уважаемые ребята!

Я предлагаю начать нашу работу. Начнем наше занятие с приветствия.

Ребята, сейчас я произнесу два слова: Всем, всем – ваша задача сказать добрый день. Но сказать вы это должны эмоционально, вкладывая в слова свое настроение, так, чтобы каждый почувствовал, что ему действительно желают доброго дня, попробуем? Итак, ВСЕМ, ВСЕМ – ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

(молодцы!)

2. На сегодняшнем занятии “Путь к успеху”, мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, с какими препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха. Для каждого приготовлена рабочая карта, в которой вы будете отмечать свои действия, и записывать мысли, возникающие по ходу нашего занятия.

Вводная часть (Презентация)

1. Итак, тема нашего исследования – УСПЕХ.

У каждого из вас сформировалось свое мнение, что же такое успех, я предлагаю сейчас выполнить упражнение “Ассоциации” и создать групповое, обобщенное определение слова “Успех”. Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывает ассоциации к слову успех. Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать.

2. Обсуждение.

Обратите внимание, что слова “успех” и “успеваемость” являются однокоренными.

3. Постановка проблемы

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется “Автобусная остановка”. Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем делать похожие вещи.

На каждом столе лежат синие листы. На одном написано “ЗНАТЬ” - какие знания о себе вы хотите сегодня получить, на другом “УМЕТЬ” - какие навыки хотите освоить, на третьем “ИСПЫТАТЬ” - какой новый опыт хотите получить, пережить. Ваша задача записать на листе все, что вы считаете нужным, ничего не критикуя и не обсуждая. Через некоторое время я подам сигнал, и это будет значить, что “пришел автобус” и группам надо ехать на другую остановку, двигаясь по часовой стрелке, а лист остается на Остановке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться, прочитайте, что было сделано до Вас, и напишите что-то свое. Поехали.

Основная часть.

1. Упражнение “Вспомни успех”

Что вы делаете перед началом сложной контрольной работы? Вы думаете о том, что чего-то не знаете? Или вспоминаете, что еще недостаточно подготовились, что сделали не все необходимые упражнения? А кто из вас думает об удачно выполненных контрольных работах? Кто-то вспоминает о своих успехах, о тех случаях, когда он смог добиться хорошего результата?

Я хочу показать вам способ повышения уверенности в себе. Благодаря большему доверию к себе вы сможете лучше концентрировать внимание и настраивать себя на решение сложной задачи.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Я буду обращаться ко всем вам одновременно, при этом все мои слова будут звучать для каждого из вас в отдельности.

Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра. Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей жизни. Это будут ситуации, в которых ты добился успеха и чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном уединении и сконцентрировать все свое внимание на экране. Пусть для тебя окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие именно картины ты увидишь. Может быть, ты увидишь, как впервые получил оценку “отлично”. Или как очень здорово выполнил учебное задание. Может быть, это будет ситуация, в которой ты довел до конца какую-то сложную работу. Или это был твой успех на спортивных соревнованиях... Потрать достаточно времени на то, чтобы внимательно разглядеть свои лучшие достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся тебе картину, перемотать вперед или назад. (1 минута)

Теперь с помощью пульта управления высвети на экране лучший из твоих успехов. Насладись этим мгновением... Обрати внимание, какие ощущения возникают в твоем теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни, как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу и дышать в этом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового успеха.

А теперь вспомни какую-нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться более высокого результата, чем тот, что у тебя получился. Обрати внимание на твои ощущения и чувства в этот раз... (10 секунд)

Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь свою позу успеха и дыши уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его... Это чувство ты сможешь вызывать у себя всякий раз, когда ты этого захочешь: просто прими эту позу и дыши так же, как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои ощущения, используй “закладку”. Для этого соедини большой и указательные пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда захочешь вновь почувствовать себя успешным, и начать дышать так, чтобы все тело звенело от этого чувства...

А теперь можно выключить фильм. Посмотри, как темнеет экран, а в зрительном зале все ярче загорается свет. Потянись и напряги все свои мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой глаза свежим и бодрым.

2. Упражнение “Ромашка успеха”

Не бывает такого, чтобы успех проявился сам по себе. Он обязательно появляется в результате какой-либо деятельности. На доске “Ромашка успеха”. На ее лепестках написаны виды деятельности, в которых можно добиться успеха. Заполни свою “Ромашку”, укажи, в каком виде деятельности ты хочешь добиться успеха.

3. Упражнение “Мысли мудрых”

На каждом столе лежит лист, на котором написано выражение известного человека об успехе и о путях его достижения. В течение 2-х минут обсудите данную фразу. Потом один представитель от каждой группы выскажет свое мнение.

4. Упражнение “Уверенность”

Практика показывает, что успеха в жизни чаще достигают уверенные в себе люди. Сейчас проведем один небольшой эксперимент. Для этого мне нужен один желающий. Проводится упражнение “Рука”. Ведущий надавливает на руку. Что происходит? Сопротивление. Потом упражнение повторяется со словами “Я неудачник, у меня никогда ничего не получается. Я не верю в себя”. После этого участник произносит фразу “Я умница, у меня все получиться, я молодец!” Упражнение повторяется в парах.

5. Работа в группах “Формула успеха”

Завершая наше занятие, я предлагаю вам поработать в группах. Ваше задание создать формулу жизненного успеха и представить ее всем

Заключительная часть.

1.Упражнение “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”.

На стенах нашего класса расположены таблички с надписями “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”. Сейчас я буду зачитывать предложения, а вы должны занять место рядом с той табличкой, которая соответствует вашему мнению.

- Хотели бы вы изменить свой возраст?

- У меня хорошее настроение

- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

- Смогли бы вы жить в одиночестве?

- На занятии мне было интересно

- Лучше быть умным, чем богатым

- Я умею ставить цель и достигать ее

- Есть ли у вас комплексы?

- Я сегодня узнал что-то новое о себе

- Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя.

- Я сначала делаю, а потом думаю

- Успех в жизни зависит от правильного выбора профессии

2. Упражнение “Чемодан”

Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан. (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.) Наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к ожиданиям, которые вы записали. Проанализируйте, что получилось, что нет. Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой. Заполните до конца ваши рабочие карты. Учащимся вручаются памятки (Приложение1, Приложение2) Благодарю всех за работу!

Рабочая карта занятия по психологии “Путь к успеху”

1. Мое настроение в начале занятия

 

2. Упражнение “Ассоциации”

Было легко подбирать ассоциации

Было сложно подбирать ассоциации

3. Упражнение “Автобусная остановка”

знать

уметь

испытать

4. Упражнение “Вспомни успех”

удалось

не удалось

что мешало

5. Упражнение “Ромашка успеха”

 

6. Упражнение “Уверенность”

удалось

не удалось

что мешало

7. Упражнение “формула успеха”

 

8. Упражнение “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”

 

9. Упражнение “Чемодан”

 

10. Рефлексия занятия

Активность

1 2 3 4 5

Интерес

1 2 3 4 5

Больше всего понравилось упражнение

Я чувствую себя …