Сценарий вечера "Неиссякаемый источник вдохновения" (библейские сюжеты в искусстве)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: показать, как по-разному интерпретировалась Библия в европейском и русском искусстве; формировать интерес учащихся к мировой художественной культуре, вырабатывать потребность общения с произведениями искусства, учить находить в них духовно-ценностные ориентиры.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая система.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Перед тем как начать сегодняшний разговор, мне хотелось бы обратить ваше внимание на тему. Речь пойдёт о двух сферах человеческой жизнедеятельности (религии и искусстве), очень тесно взаимосвязанных. Иногда бывает сложно определить, где заканчивается религия и начинается искусство, и наоборот, где заканчивается искусство и начинается религия. А, может быть, и то, и другое понятие объединить одним – ВЕРА. Без веры настоящее творчество невозможно. Недаром ТВОРЦОМ мы называем и Бога, создавшего мир, и того, кто творчески создаёт что-нибудь (художника, композитора, писателя). А БОЖЕСТВЕННЫМ (1 значение – относящийся к религии, церковный) мы называем всё очаровательное, прекрасное, что создано человеком. В своём творчестве скульпторы, живописцы, музыканты, поэты уподобляются Богу, создают в произведениях свой особый, уникальный мир, выражают своё мироощущение. Многие из них были очень религиозны.

1 ученик.

Л. Толстой в своей “Исповеди” говорит: “Я жил только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в него, и я умираю”. Французский просветитель Жан-Жак Руссо ещё 200 лет назад писал: “Я не в силах верить…, чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобы немыслящее могло произвести существа, одарённые мышлением”.

Микеланждело, художник Высокого Возрождения, в росписях Сикстинской капеллы изобразил Бога как вдохновенного творца, в мощном порыве создавшего Вселенную и человека (Слайд). Адам на фреске Микеланджело могуч, прекрасен телом и духом.

Пико делла Мирандола (итальянский гуманист эпохи Возрождения) писал: “И сказал Бог Адаму: “Я ввёл тебя в мир, чтобы ты смотрел и видел всё, что тебя окружает. Я создал тебя ни небесным, ни земным существом, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, по своей воле и к своей чести, сделался своим собственным скульптором и творцом; ты можешь опуститься до животного состояния и возвыситься до божества…”

В эпоху Возрождения человек почувствовал себя творцом, хозяином вселенной, ощутил в себе силы необыкновенные, творческие, созидательные, ощутил ценность самой жизни и самого себя – человека.

2 ученик.

Мильтон (английский поэт 18 века) в поэме “Потерянный рай” создаёт поистине поэтическую картину, яркую, ослепительную, созданную воображением поэта. Он был слеп, когда живописал многокрасочную картину мира.

Превыше всех созданий природы и прекрасней – ЧЕЛОВЕК. Мильтон в духе Ренессанса прославляет его. С упоением рисует физическую красоту первых людей. В уста первого человека Адама поэт вложил слова, передающие его впечатления о мире в тот момент, когда Бог вдохнул в Адама жизнь. (Чтение отрывка из поэмы.)

Учитель.

А теперь прослушайте музыкальный фрагмент из балета нашего современника А. Петрова “Сотворение мира” - музыкальной поэмы о жизни первых людей Адама и Евы. В этом фрагменте и чувство восхищения, и удивления, и любви, и умиротворения. А, может, вы почувствовали что-то другое? (Фонограмма).

3 ученик.

Но недолго жизнь первых людей была безмятежной. Скоро они были изгнаны из Рая за то, что ослушались Бога, отведав плода от дерева добра и зла.

Сюжет “Грехопадения” и “Изгнания из Рая” был популярен в искусстве во все времена. Вот как представил сцену грехопадения нидерландский художник, представитель Северного Возрождения Хуго Ван дер Гус (Слайд “Грехопадение” Хуго ван дер Гуса).

Для художников Северного Возрождения главными были вопросы религиозной морали, поэтому в их понимании нагота соединялась с мыслью о грехе, и представлять её прекрасной было кощунством. И, когда избранный сюжет требовал изображения обнажённого тела, художники писали его естественным, но отнюдь не прекрасным. Высшая красота в понимании нидерландцев проявлялась в одухотворённости, и всё, что одухотворено, было прекрасным.

1 ученик.

Иначе показал Адама и Еву итальянский художник Раннего Возрождения Мазаччо.

Слайд “Изгнание из Рая” Мазаччо.

Адам и Ева идут, охваченные безысходным отчаянием, покорные судьбе; их преследует парящий ангел с мечом в руке. В этой фреске многое сделано впервые: анатомически правильно изображены обнажённые тела; с помощью светотени смоделирован их объём; фигуры представлены в естественном свободном движении, выразительные, живые позы, жесты и мимика раскрывают душевное состояние персонажей. Адам и Ева, несмотря на их грехопадение и страдания, представлены прекрасными. Для итальянских художников, прямых наследников античной культуры, обнажённое тело было излюбленным мотивом, высшим выражением красоты, силы и величия человека.

Учитель.

Итак, художники не просто иллюстрируют книги Ветхого и Нового завета, а писатели их пересказывают на свой лад. На протяжении многовековой истории христианской культуры отношение к библейским текстам, к чтению самой священной книги было различным.

В средние века Библию скорее смотрели, чем читали. В живописи была очень сильна иконографическая традиция. Для эпохи Возрождения характерна свободная трактовка библейских сюжетов. XIX век обратился к библейским текстам, прежде всего к евангельским, рассматривая их как исторический документ, как источник для воссоздания реальной биографии Иисуса и реальных событий первых веков распространения христианства. Русских мыслителей и художников XIX - начала XX вв. особенно волновал морально-этический и философский аспекты личности Христа и его учения. Всё это не могло не отразиться на характере образного воплощения библейской тематики в изобразительном искусстве.

2 ученик.

Овеяны поэзией странницы Ветхого Завета. Как живые, перед нами предстают прародители человечества, праотцы церкви, пророки.

В христианской религии Троица означает три ипостаси единого божества (Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух).

Сюжет “Троица” был распространён и в средневековой иконографической традиции Древней Руси, и Западной Европы, и живописи эпохи Возрождения, и в изобразительном искусстве XVII и XVIII вв.

В одной из книг “Ветхого Завета “Бытии” рассказывается о явлении трёх “мужей” к старцу Аврааму. (Чтение отрывка из книги “Бытие” ученицей).

3 ученик.

Догмат триединства, один из главных догматов христианской церкви, получил совершенное образное воплощение в иконе Андрея Рублёва (Слайд. “Троица” Рублёва).

Что осталось в иконе от ветхозаветного сюжета?

Андрей Рублёв сосредоточился на главном. Центром композиции является чаша. Вокруг неё восседают ангелы. В чаше – голова жертвенного тельца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Форме жертвенной чаши вторят фигуры двух боковых ангелов, и словно погружённый в неё предстаёт третий в багряном хитону. Это Бог-Сын. Он повёрнут к правому (от нас) ангелу, но лик его обращён, склонён к левому, к Богу-Отцу. Покоя, чудесной силы полны лицо и поза Бога-Отца. Благословляющий жест его указует на чашу с головой жертвенного тельца – знаку жертвы. Отец указует на жертву, благословляя её. И Сын отвечает Отцу согласием. Добровольность этого согласия – в наклоне головы, в кротком облике. А справа склоняется к сыну Дух-Утешитель – с отблеском тихой печали в лице.

Фигура ангелов можно вписать в круг. Смыкая, нерасторжимо соединяя трёх ангелов, вписывает мастер их фигуры в незримый круг – знак безначальной и не имеющей конца вечности. Сюжет “Троицы” выражает идею единства, мира, согласия и взаимной любви. По словам жития, Сергий Радонежский желал, чтобы “воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Икона эта вызывает размышление, требует от человека ответного духовного труда. Художественное совершенство иконы, таинственное, не поддающееся до конца определению в словах, позволяет каждому находить в ней нечто своё, по-своему приобщаться к заключённой к ней гармонии.

Тончайшие оттенки, градации, еле заметные переливы гармоний отличают ещё один шедевр, только музыкальный, написанный русским композитором Сергеем Рахманиновым - “Литургия Иоанна Златоуста”. (Музыкальный фрагмент “Благослови, душе моя, Господи”).

1 ученик.

Исполнены величия, силы и мудрости ветхозаветные цари.

Образ Давида был одним из самых привлекательных для людей эпохи Возрождения, когда была сильна вера в силу, могущество, разум человека: простой человек выдвинулся благодаря своей смелости и самоотверженной любви к народу. Ветхозаветное предание гласит о том, как юный пастух Давид, ещё не будучи царём, вступил в поединок с великаном Голиафом из войска филистимлян.

По-разному трактовали образ Давида два скульптора итальянского Возрождения: скульптор Раннего Возрождения Донателло и титан Высокого Возрождения Микеланджело.

Демонстрация слайдов.

Оба образа отмечены яркой индивидуальностью, богатой духовной жизнью, физическим совершенством. Скульптор Раннего Возрождения изобразил Давида после победы над Голиафом; он представил его стройным подростком, вызывая ощущение, что одержать победу ему помогла высшая сила. Микеланджело изваял титана, обязанного победой только себе. Он запечатлел его перед схваткой, в момент предельной собранности сил и воли, огромного внутреннего напряжения.

Учитель.

Так же притягательны, как и ветхозаветные образы, образы Нового Завета.

“Есть книга, - написал незадолго до смерти Пушкин, - коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни… Сия книга называется Евангелием, - и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно открываем её, то уже не в силу противиться её сладостному увеличению и погружаемся духом в её божественное красноречие”. (Чтение отрывка учеником (сцена Благовещения)).

Слайды “Благовещение” Симоне Мартини, “Благовещение” Франческа Коса.

Учитель.

В Третьяковской галерее хранится икона “Владимирская Богоматерь”, созданная в

1-ой половине XII века в Византии.

Вдумаемся в смысл церковно-славянского слова “Богоматерь”. Что оно означает? Мать Бога. Как и всякая мать, любящая своего сына. Но какая участь ожидает его? Всмотритесь в позы, лики Богоматери с младенцем. Какие чувства переживают мать и сын? - Они приникли друг к другу в поисках взаимного утешения.

1 ученик.

Искусствовед А.П.Каждан так описывает икону: “… мать с младенцем: она – в скорбной обречённости принести сына в жертву, он – в серьёзной готовности вступить на тернистый путь.

Они одни во всём мире и тянутся в безысходном своём одиночестве друг к другу: мать – склоняя голову к сыну, сын – устремляя к ней недетски серьёзные глаза.

Благородный лик Богоматери кажется почти бесплотным, нос и губы едва намечены, только глаза – огромные печальные глаза – смотрят на младенца, на зрителя, на всё человечество, и трагедия матери становится общечеловеческой трагедией”.

Демонстрация слайда. “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” Филиппо Липпи.

2 ученик.

На этой картине также изображена Богоматерь. Мы видим простую, земную, реальную женщину, а это Богоматерь. В эпоху Возрождения мирское, светское проникло и в изображение Богоматери. “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” - так назвал картину художник Раннего Возрождения Филиппо Липпи, который, будучи монахом, похитил из соседнего монастыря послушницу, женился на ней, и она служила ему моделью для мадонны.

3 ученик.

А вот Рафаэль сумел соединить в своём произведении “Сикстинская мадонна” высокую человечность и высокую религиозность (Слайд). Распахнулся занавес, и мы видим Богоматерь, идущую в облаках. Лицо Богоматери выражает одухотворённость, бесконечную любовь и провидение трагической судьбы сына. Вглядитесь в то, как она держит младенца. За этим движением кроется скорбная готовность принести его в жертву ради людей. Картина Рафаэля – одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства.

1 ученик.

В начале XX века к образу Богоматери обратился художник Кузьма Петров - Водкин. В 1920 году им была написана картина “1918 год в Петрограде”, которую называют ещё “Петроградской мадонной”. (Слайд).

На балконе одного из петроградских зданий стоит молодая женщина с ребёнком на руках. За её спиной “говорящие” приметы времени: декреты на стенах, люди, сосредоточенные в группах, одежда горожан. Чувствуется тревожная настороженность улицы, и жест матери, прижимающей к себе ручку ребёнка, воспринимается как решимость уберечь его от жизненных опасностей и невзгод.

Петров-Водкин написал ещё одну стилизацию иконы – “Богоматерь Умиление Злых сердец”. Этот образ верен духу русского иконописания – в выражении сердечного сострадания людям на богородичном лике, в идеальной чистоте очертаний и цвета.

Учитель.

В слове “Рождество” есть какая-то тайна. Слайд. Боттичелли “Поклонение волхвов”

Ученица читает наизусть стихотворение Бродского “Неважно, что было вокруг…”.

Слайд “Святое семейство” Рембрандта.

2 ученик.

Простое и чудесное совмещается и в картине голландского художника XVII века Рембрандта “Святое семейство”. Обычный дом. Скромный быт. Плетёная крестьянская колыбель. Плотницкие инструменты. Дева Мария показана совсем молоденькой, но очень заботливой, любящей до самоотверженности. О том, что на картине изображено святое семейство, напоминают порхающие ангелы. Необыкновенное освещение, создающее эмоциональную среду картины. Так трогательна и одновременно возвышенна эта семейная сцена, в которой царит забота, ласка, любовь.

3 ученик.

Иисус Христос в своих проповедях всегда призывал любить своих близких, прощать их, если они оступились. Для примера он приводит притчу о блудном сыне, которую вы все знаете.

“Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии”, - передаются в Евангелии от Луки слова Иисуса.

По-разному трактовали этот сюжет нидерландский художник XV века Иероним Босх и голландский художник XVII века Рембрандт.

Слайд. “Блудный сын” И. Босха.

Иероним Босх выразил своё отношение к человеческой жизни. Круглая форма придаёт картине сходство с зеркалом, в котором отражается мир.

Поседевший от времени несчастный бродяга изображён в нерешительной позе и с удивительным выражением лица. Он должен сделать выбор между развратом и добродетелью. В тот самый момент, когда он уже собирался выйти из ворот, он оборачивается назад и замедляет шаг.

Нарушив иконографическую традицию, представлявшую блудного сына либо пирующим в публичном доме, либо покаянно стоящим на коленях у ног отца, Босх, страстный моралист, проповедник, выбрал именно этот момент из его жизни, чтобы создать аллегорию выбора.

1 ученик.

Рембрандта интересует образ падшего человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Жалкая скорбная фигура, бритая голова каторжника, истоптанный ноги босяка, рубище.

Но как бы низко ни пал человек, художник всегда видит для него путь возрождения. Оставленный всеми, презираемый и гонимый, он возвращается в отчий дом, где обретает прощение и покой. В образе старика отца воплощена высшая человечность и любовь.

В этой величественной и монументальной картине выражены гуманистические идеи художника не только о милосердии и прощении, но и нравственном воскрешении изгоя, которому доброта и любовь возвращают утраченное достоинство и надежду.

Слово учителя.

В Нагорной проповеди Христос завещал людям: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете”.

Протоиерей Александр Мень писал о Христе: “Глубоко человечным рисуют Христа евангелисты … и не потому, что они были непревзойдёнными мастерами, а потому что изображали непревзойдённую личность. Иисус не отворачивался от мира, не прятал от него сокровищ духа, а щедро отдавал их людям. “Когда, - говорил Он, - зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме”

Слайд. И. Крамской “Христос в пустыне”.

2 ученик.

Крамской – художник 2-ой половины 19 века – хотел написать Христа таким, который бы захватил душу его соотечественников. Христос изображён один, сидящим на фоне утреннего, светлеющего неба и серых каменных глыб. Его застывшая, неподвижная фигура кажется величественной, монументальной – словно вросла в камни пустыни. Он бос, голова чуть опущена, в выражении лица отрешённость, пальцы рук, лежащих на коленях, крепок до изнеможения, стиснуты. Всё в его оцепенелой позе говорит о том, что он глубоко погружён в мир своих дум. Чувства и мысли, которые поглотили его, чисты и возвышенны, суровы и благородны, они о вечном и великом. Думы Христа тяжелы, наполнены страданием – страданием не о своём горе. Они раскрывают драму человека, взявшего на себя ответственность решать проблемы человечества.

Перед картиной зрители стояли часами, спорили. Образ Христа, во все времена являвшийся символом гуманизма, самоотверженной любви к людям, звучал современно. Начинали понимать, что главное в картине – злободневный во все времена вопрос нравственного выбора: пойти ли тернистой дорогой борьбы за высокие идеалы или же, усыпив свою совесть утверждением, что зло неискоренимо, отказаться от борьбы, уйти в свои личные, мелкие заботы?

“Силу на подвиг” увидел в образе Христа И.А.Гончаров. Лучшего Христа признал в нём Лев Толстой.

3 ученик.

“Кто из живых, живущих может быть идеалом?” - этот вопрос не раз задавал себе Николай Николаевич Ге и не раз отвечал на него своими картинами на евангельские сюжеты. Именно Ге, после ивановского “Явления Христа народу”, первым создал “обыденного” Христа, терзающегося современными проблемами, болеющего современными болями. Это была “Тайная вечеря”, написанная в 1863 году, за 10 лет до “Христа в пустыне” Крамского. (Слайд). “Это обыкновенная ссора обыкновенных людей, - разочарованно писал Достоевский о картине. – Вот сидит Христос, но разве это Христос?”

Довлело традиционное, “высокое” изображение Христа, традиционная трактовка в искусстве “Тайной вечери” художниками прошлых эпох (Слайд. Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”). Ге ломает традицию, решает сюжет по-своему, вскрывает психологическую глубину происходящей трагедии. “На тайной вечере происходит измена, разрыв… тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век”.

1 ученик.

Иисус проявил высокую силу духа, пошёл на смерть за человечество, чтобы искупить его грехи. Сцена распятия всегда будет напоминать нам о его великой жертве и о наших собственных грехах.

Широкое распространение тема мученической смерти на кресте получила в средние века. Христа изображают страдающим или уже “испустившим дух”, с бессильно поникшей головой, увенчанной терновым венцом, с закрытыми глазами, с провисшим на кресте телом и кровоточащей раной.

Таков распятый Христос на картине немецкого художника XV века Конрада фон Сеста. (Слайд). И пусть персонажи одеты в современные художнику одежды, страдающий Христос, тело которого так деформировано, непропорционально (так как в средние века главной была не телесная оболочка, признаваемая греховной, а духовность) являлся духовным идеалом, верхом совершенства.

Слово учителя.

Мы недавно вступили в III-е тысячелетие. Как будет протекать это тысячелетие, во многом зависит от нас самих. Прежде всего, в новый век, в новое тысячелетие мы должны вступить с покаянным сердцем.

“Покаяние” - так назвал один из хоралов органной мессы И.С.Бах, великий композитор XVIII века. Эта монументальная, величественная музыка вводит слушателя в возвышенный мир божественных сфер.

Всякое покаяние приводит к искуплению, а искупление – к умиротворению души. Всё это вы почувствуете в музыке Баха.

Возвышенной музыке Баха, мне кажется, соответствует монументальное живописное произведение Микеланджело “Свершилось!” (Фонограмма. Слайд).