Семинар-практикум "Некоторые подходы к организации учебного процесса, обеспечивающие коммуникативные компетентности"

Разделы: Администрирование школы


Дата: 17 февраля 2009 года с 12.00 до 15.00

Место проведения: кабинет физики

Участники: администрация школы, методический совет школы, руководители ШМО
творческих групп, учителя, РИМЦ.

Руководитель семинара: зам. директора по УВР Парамонова Т.А.

Реквизиты: презентация, раздаточный материал (карточки, схемы, ромашка «Блума»)
методические материалы, «Интерактивные методы обучения»).

Предназначение:

  • Освоение различных методических приемов по организации деятельности учебного процесса.
  • Мотивация педагогов на использование интерактивных методов обучения.

Задачи:

  • Освоить различные методические приемы по организации деятельности с учащимися.
  • Освоить технологию запуска интерактивных методов.
  • Научиться работать в интерактивном режиме.

Этапы

Средства

Форма

Продолжи
тельность

1.

Установочный доклад по предназначению, задачам и содержанию семинара

Интерактивная доска, слайды

Фронтальная

7 минут

2.

Игра «Перескажи текст»

Информационный текст

Работа в парах

5 минут

3.

Работа в группах: интерактивные методики

  • Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (рук. Андреева Е.Г.)
  • Каждый учит каждого (рук. Карелина Г.Д.)
  • Сократический диалог (рук. Громыко Н.А.)
  • Займи позицию (шкала мнений) + попс-формула (рук. Высотина О.В.)
  • Работа с наглядным материалом (рук. Куликов М.Л.)
  • Проектная группа (рук. Обухова А.А.)

Теоретический материал по интерактивным методам

Работа в группе

30 минут

4.

Игра «Гол-мимо»

 

Коллектив
ная

5 минут

5.

Общее заседание. Доклады от группы

Презентация наработок, диаграмма
Ишакавы
(«рыбья кость»)

Групповая, индивидуальная

1 час
30 минут

6.

Практическая работа

  • Работа с таблицей
  • самоопределение

Таблица, методичес
кие материалы

Индивидуальная работа, парная, групповая

15 минут

7.

Рефлексия
«Оценка успешности занятия «квадрат»
«Ну что, как прошел семинар?»

Раздаточные материалы

Индивидуальная, парная

15 минут

Доклад на семинар.
« Учитель не тот кто учит, а тот кто учиться»

Звучит мелодия «Учат в школе».
Предлагаю ознакомиться с текстом, который лежит на партах. Откуда они взяты? Новые образовательные
стандарты второго поколения скорее всего будут введены с 1 сентября.  Они состоят из требований к результату освоения программ, структуре, условиям реализации. Данные требования являются обязательными. Почему взяли именно эти? (презентация к докладу).
Общие умения коммуникации рассматриваются как необходимый компонент содержания современного образования. Это значит, что работа по формированию общих умений коммуникации должна:

  • Специально планироваться педагогом и учеником при составлении его индивидуально- образовательного маршрута, а затем рефлектироваться;
  • Быть содержанием взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом в учебном процессе;
  • Проверяться и учитываться;
  • Контролироваться в ходе промежуточной и итоговой аттестации;
  • Обеспечиваться соответствующими учебными средствами.

Эти умения востребованы при изучении всех учебных предметов, не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, не могут преподаваться как отдельный предмет. Эти умения формируются за счет специальных видов работ в процессе прохождения всех учебных предметов, а также за рамками учебных занятий, внеклассных мероприятий,- т.е охватывают всю учебную деятельность. (слайд).
Эти умения должны формироваться, развиваться, создавая необходимые условия ученику, и когда он начинает использовать умения в своей деятельности, значит он обладает коммуникативными компетентностями.
Анализируя деятельность школы за 2007-2008 учебный год мы пришли к следующим выводам:
1.Учащиеся не умеют задавать вопросы друг другу и формулировать ответы на них;
2.Активно включаться в обсуждение и внимательно слушать;
3.Давать критическую оценку и комментировать высказывания;
4.Аргументировать свое мнение в группе, парах, индивидуально;
5.Свободно общаться с аудиторией на уроках, конференциях, мероприятиях различного уровня.
В этом учебном году в план ВШК влючена тематическая проверка коммуникативной компетентности на уроках гуманитарного цикла.
В ходе контроля мы посетили ряд уроков. Давайте посмотрим фрагменты уроков. Из 100% учащихся 20% умеют излагать свои мысли свободно, вступать в диалог, дискуссию, задавать вопросы, делать выводы и т.д, а остальные занимают позицию «отсидеться».
Когда мы сталкиваемся с неудачей, всегда хочется понять истинную причину, по которой она произошла. Воспользуемся диаграммой Ишакавы («рыбья кость»). С помощью этого метода попробуем определить причины неудач и принять действия по их устранению. (представляю на слайде рыбу). Разберем причины, которые способствовали такому результату? Самые важные и очевидные ребра- причины, располагаются ближе к голове рыбы. От каждого ребра отходят более мелкие косточки- подпричины , отвечающие в логической цепочке на вопрос «А почему так?» По ходу работы семинара попробуем проследить всю последовательность подпричин от первой до последней. В конце семинара мы заполним данную диаграмму, и я думаю получим некий результат.
Поэтому МС школы предлагает изучить, понять и принять к использованию интерактивные методы обучения, т.к. они влияют на формирование коммуникативной компетентности. Из всего количества интерактивных методов предлагаем начать с этих методов.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу;
Каждый учит каждого;
Сократический диалог;
Займи позицию (шкала мнений), попс-формула;
Работа с наглядными материалами, видеоматериалы;

Проектная группа.

Вся работа на семинаре пройдет в интерактивном режиме. Как будем работать? (представление оргсхемы).
Давайте поиграем. (читаю текст).
Представление от групп. Заполнить таблицы в группе и внести подпричины в диаграмму Ишакавы.
Работа по самоопределению.
Рефлексия оценочная. Речевая.

Коммуникативные компетентности на уроке.

Умения

Интерактивные методы

Способы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них;

 

 

 

 

  • Внимательно слушать и активно обсуждать проблемы;

 

 

 

 

  • Комментировать высказывания собеседников и давать критическую оценку;

 

 

 

 

  • Аргументировать свое мнение в группе, классе;

 

 

 

 

  • Адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других участников общения.

 

 

 

 

Оценка успешности семинара «Квадрат»

Что вы ожидали от семинара?

Какую информацию вы получили?

 

 

Что из полученной информации важно
для вас? Что вы будете использовать?

Что вам еще необходимо?

Алгоритм работы по самоопределению педагога.

1. Восстановить реальную практику (т.е. профессиональную деятельность по формированию речевой компетентности).
2. Выделить в этой деятельности достижения, проблемы, трудности.
(Что получается и делаю? Что не получается? Что хочу изменить?).
3. Понять основания этих проблем, достижений.
(За счет чего получается? В чем причина неудач, неуспеха?).
4. Понять в каком образовании нуждаюсь (оформить образовательную задачу).
5. Фиксировать деятельность ближайшего периода (методы, способы, мероприятия необходимые для осуществления деятельности).
6. Что из необходимого знаю, умею, владею, что необходимо освоить.
8. Оформление образовательных задач и программы деятельности.
9. Оформление маршрута по самоопределению.

Индивидуальное самоопределение педагога.
Ф.И.О. педагога. _____________________________

Образовательные задачи.

Программа деятельности по реализации образовательных задач.

1.

 

1.
2.
3.

2.

 

1.
2.
3.

Перед тем как выйти на работу семинара-практикума была проведена большая подготовительная работа с методическим советом школы по разработке данного семинара. Участие в районном методическом конкурсе решили показать через многочасовую работу на семинаре через работу методического совета школы, который входит в структурно-функциональную модель методической службы школы, а значит и деятельность руководителей данных служб:
- руководители ШМО;
- руководители творческих, проблемных групп;

Оргпроект
заседания методического совета школы.

Дата проведения: 29 января 2009 года, 6 февраля 2009 года.
Место проведения: МОУ «Преображенская СОШ»
Руководитель заседания: Парамонова.Т.А.
Предназначение:
1.Понимание стандартов второго поколения.
2. Организация учебного процесса, обеспечивающего коммуникативные компетентности.
3. Представление практик и механизмов работы по формированию общих умений коммуникации.
Цель: предъявить некоторые подходы к организации учебного процесса, обеспечивающие коммуникативные компетентности через запуск интерактивных методов обучения.
I этап. Организационный.
Определение целей, режима работы методического совета.
Доклад заместителя директора по УВР Парамоновой.Т.А. о существующей проблеме в школе в области речевых умений на уроках гуманитарного цикла.
II этап. Предъявление реальной практики через аналитическую справку по тематическому контролю ( итоги контроля), фрагменты уроков с последующим анализом.
1.Изменения в учебно-воспитательном процессе ( какие приемы, технологии, методики необходимо применять).
2.Изменения в методической работе .
3.Изменения в образовательных технологиях.
III этап. Подведение итогов. Общее обсуждение по вопросам проведения семинара с коллегами школы ( разработка мастер-классов по интерактивным технологиям).

План работы в группе.

Руководитель творческой группы по ИКТ в начальной школе Андреева.Е.Г.

Тема заседания:
«Изучение и представление на семинаре интерактивного метода «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу»
1.Знакомство с темой заседания.
2.Определение порядка работы.
3.Знакомство с методом «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу»
4.Разработка орг.схемы метода.
5.Определение этапов метода.
6.Разработка алгоритма действий каждого из участников дискуссии (ведущего, экспертов, зрителей) (Карточка №1)
7.Разработка сценария ток-шоу.
А) Распределение ролей (ведущего, эксперта, зрителей)
Б) Выбор названия ток-шоу и темы дискуссии
В) Изучение литературы по теме дискуссии («в форме круглого стола»)
Г) Подготовка сообщений по теме дискуссии ( эксперты - самостоятельно)
Д) Продумывание вопросов (эксперты, ведущий, зрители) и ответов на них.
Е) Подбор фрагмента диафильма
Ж) Создание презентации
8. Разработка клише «Я учусь высказывать свою точку зрения»:
- « Позиция согласия»,
- «Позиция несогласия»,
- «Позиция уточнения»,
- «Психологические уловки- манипуляции, рекомендуемые при выражении своей точки зрения» (Карточка №2)
9.Продумывание и оформление карточки для проведения рефлексии метода (Карточка № 3)
1. Метод, который представляет наша группа : «Дискуссия в стиле телевизионного ток- шоу». Представляем орг. Схему данного метода:
-Орг. Схема метода ( презентация)
А)На первом этапе ведущий представляется сам, представляет тему дискуссии и экспертов.
Б) Далее эксперты высказываются по проблеме, задают друг другу вопросы и отвечают на них.
В) Ведущий представляет слово зрителям, которые задают вопросы экспертам, высказывают свою точку зрения по данной проблеме. Таким образом вся аудитория включается в дискуссию по одной теме.
-Участники данного метода могут выполнять роль зрителя, эксперта, ведущего. На карточке №1 ( у вас на парте) представлен алгоритм действий каждого из участников метода.
-Сегодня мы предлагаем вам принять участие в дискуссии в стиле ток-шоу в качестве зрителей.
Познакомьтесь с алгоритмом ваших действий на этапе «Собственно дискуссия». Причём хотелось бы, чтобы зрители, сидящие в 1-ом ряду высказывали свою точку зрения, выражая согласие с собеседником. Зрители 2-го ряда- занимали уточняющую позицию, а 3 ряда- позицию несогласия. Вашими помощниками в работе будут клише, представленные на карточке №2. Вы также можете прибегать к психологическим уловкам-манипуляциям, которые мы вам рекомендуем.

-Итак, почувствуем себя участниками данной дискуссии

1. Я приветствую вас на ток – шоу «Чёрное и белое», где каждый может задать вопрос, получить на него ответ и выразить свою точку зрения.
Сегодня мы обсуждаем экологическую проблему. С вами ведущая Эка Логинова.
А) Итак, внимание, на экран: ( просмотр 1 части фильма о Назаровской ГРЭС);
Понравилась картинка? Но не каждый из нас задумывается, что за этим стоит огромная проблема всех жителей района!
Не так давно все газеты облетела весть о том, что в Назаровском районе в д.Нижний Ададым был рождён телёнок с 2-мя головами. Всё население деревни было потрясено и обеспокоено за своё здоровье.
Итак, мы обсуждаем сегодня проблему: «Назаровский энергетический комплекс : польза или вред?»
В) Помочь разобраться в этом вопросе мы пригласили:
-Заместителя генерального директора Назаровского энергетического комплекса – Нину Ивановну Богатую
- Эколога – Наталию Николаевну Здоровую.

2. Итак, начнём.
-, Нина Ивановна, вы сегодня представляете белый цвет. Что вы можете сказать, по поводу данной проблемы?...
-Слово предоставляется экологу. Как вы считаете, действительно возможно всё сказанное представить в белом цвете?.Или вы выбираете чёрный?..

Нине Ивановне

Наталье Николаевне

Как происходит утилизация отходов производства?

Какой вред приносит газ метан при открытых разработках?

А как вы решаете проблему охлаждения воды. Ведь производственный процесс предполагает нагревание воды до 48 гр.

-Влияние угольной пыли на организм человека?

Всегда ли сброс воды происходит в охлаждённом виде.?Не связано ли это с исчезновением некоторых видов рыб в реке Чулым?

-Заварила лекарственные травы. Стало хуже.

-Видимо, не всё так хорошо, как видится на первый взгляд.
- Уважаемые зрители. У вас есть жетоны двух цветов: чёрного и белого. Поднимите белый жетон те, кто считает, что в деятельности Назаровского энергетического комплекса больше белого. И количество приносимого им вреда по отношению к этому несоизмеримо мало.
- А теперь я попрошу проголосовать чёрными жетонами тех, кто придерживается противоположной точки зрения. Считает, что польза, приносимая холдингом , ничто по сравнению с человеческими жизнями.
Мы увидели сегодня, что экологические проблемы в наше время, не смотря на множество программ, к сожалению, мало решаемы. Для жизни человеку сегодня требуется электроэнергия, уголь, газ. Добыча и использование которых пока не
Я благодарю экспертов и зрителей за участие в ток-шоу , за активную, интересную работу .
3. Вернёмся к орг.схеме данного метода. Какую роль может выполнять ученик в данной дискуссии?

Выполняя эти роли ученик приобретает или не приобретает определённые коммуникативные умения. Возьмите карточку №3 и отметьте плюсом те умения, которые ученик приобретает, в зависимости от того, какую роль он выполняет. И минусом – если нет. Сделайте вывод: Метод способствует развитию умений, обеспечивающих коммуникативность индивида или нет.
Какой вывод сделали?

Продолжение статьи

Приложение