Урок окружающего мира в 1-м классе "Символы нашей Родины"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся с символами нашей Родины.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение учащимися понятия о символах России, их роль в нашей жизни; познакомить учащихся с главными символами государства гербом, флагом, гимном.
  • Способствовать развитию: устной речи, мышления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну.
  • Прививать любовь к своей Родине.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Оборудование: Учебник, тетрадь “Учимся думать и фантазировать” мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, презентация в Power Point, иллюстрации с изображением герба и флага России, Гимн Российской Федерации, тесты.

Ход урока

(Слайд 2. Заставка)

I. Организационный момент.

Ладошки.

II. Речевая разминка.

(Слайд 3)

Речевая разминка (дополни предложение).

- Наша Родина…(Россия).
- Столица России… (Москва).
- Степи, озёра, леса и поля – всё это наша …(родная земля).

III. Проверка домашнего задания.

(Слайд 4)

- Мы называем нашу страну Россия, Родина.
- Как мы можем назвать нашу страну ещё …

(Россия, Отчизна, Родина, Отечество, Российская Федерация).

(Слайд 5)

- Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.

(Слайд 6. Заставка)

- Почему страну мы называем отечеством?

(Слайд 7)

Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили на этой земле наши отцы и деды.

- Почему страну мы называем Родиной?
- Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.
- Почему страну мы называем матушкой?
- А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.

(Слайд 8)

- Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 мил кв. км.

А если мы полетим с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

Игра “Полетаем на самолёте”

(Слайды 9,10.11,12,13,14.15)

- Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая!
- Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?

(Население России составляет более 150 миллионов человек).

- Как называют людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 100национальностей и народностей.

- Перечислите народы живущие на территории РФ.

(Русские, чеченцы, ингуши, татары, чукчи, якуты, туркмены, евреи и.т.д. Наше государство называется Российской Федерацией – объединение многих республик, краёв и областей).

(Слайд 16)

Работа в группах. Собери пословицу, объясни смысл.

(Слайд 17)

Пословицы.

- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Москва – всем городам мать.
- Учитель: Ребята, что такое “символ”?

IV. Подготовка к работе на основном этапе

(Слайд 18, 19, 20, 21)

(Голубь, красный крест, берёзы, матрёшки).

- Как, одним словом назвать эти предметы? (Символы – знаки).

Символы делятся на три группы

1 – народные символы, 2 – международные символы, а третью группу символов вы хотите узнать?

Работа с учебником стр. 69. чтение.

V. Изучение нового материала.

1. Вы наверное уже догадались о чём мы сегодня будем беседовать на уроке? (О гербе, флаге гимне нашей страны).

- Тема нашего урока Символы нашей Родины.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?

(Слайд 22)

- Какие государственные символы вы знаете? (Герб флаг).
- Что такое символ?

(Слайд 23)

Символы – это условные знаки или изображения.

- Что относится к государственным символам любой страны?

(Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн).

- Вы видели Государственные символы России? Где?

Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

(Слайд 24)

2. Герб России (Сообщение учащихся).

1 ученик.

- Государственный герб России красив и величав.

На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной обвитой лентами.

На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр ( жезл) ( справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла ( в центре) герб России.

2 ученик.

- Орел символизирует сильное и независимое государство, свободных и гордых, как птица, людей, живших в нём. Две головы показывают на особое положение России на земном шаре: часть её находится в Европе, часть в Азии. Великое будущее нашего народа подчёркивают крылья орла поднятые в верх. На груди орла на красном шиите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём – змея. Змей – это зло, болезни, голод, что может угрожать людям. Воин Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо.

(Слайд 25)

3. Работа в парах. Чтение стихотворения о гербе.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

(Слайд 26)

- Где можно увидеть герб?

(Слайд 27. Корабль)

VI. Физкультминутка.

Ветер по морю гуляет (шагаем)
И кораблик подгоняет (машем руками)
Он бежит себе в волнах (бег на месте)
На раздутых парусах (дуем).

Дети посмотрите внимательно на кораблик .

- Что развивается на корабле? (Флаг).

(Слайд 28)

(Слайд 29)

- Что такое флаг?

VII. Изучение нового материала.

4.

- Флаги бывают разные: военные, торговые, государственные.
- Своим рождением российский флаг обязан Петру I, это было в 1705 году.
- 22 августа – День Государственного Флага РФ.

5. - Как мы должны относиться к флагу?

(Слайд 30)

- Что символизируют цвета флага?

(Рассказ учащихся).

Белый – воздух,
Синий – вода,
Красный – огонь;

(Слайд 31)

6. - Подошла очередь поговорить о главной песне страны – гимне.

“Гимн” – слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.

(Слайд 32)

- У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг )

А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.

(Повторение правил поведения во время гимна. Учащиеся слушают Государственный гимн России).

(Слайд 34, 35)

- Главой нашего государства является Президент,
который избирается гражданами для руководства страной.

(Слайд 36, 37, 38)

- Столица России Москва.

(Слайд 39, 40)

- Символы Белгородской области. Герб, флаг.

(Слайд 41)

- Губернатор Белгородской области Савченко Е.С.

(Слайд 42)

- Герб Ракитянского района.

(Слайд 43)

- Глава администрации Ракитянского района

Карацупа Юрий Алексеевич.

VIII. Закрепление и проверка знаний.

(Слайд 44)

Тест .

1. Как называется наша страна?

а) Ракитное;
б) Россия;
в) Франция.

2. Какой город является столицей России?

а) Москва;
б) Белгород;
в) Курск.

3. Какие государственные символы вы знаете? (Подчеркни).

Берёза, герб, матрешка, флаг, голубь, балалайка, гимн.

4. Кто изображён на гербе России?

а) Медведь;
б) Орёл;
в) Лев.

5. Кто является президентом Российской Федерации?

а) Путин В. В.
б) Савченко Е.С.
в) Медведев Д.А.

IX. Итог урока.

- Что относится к символам России.

X. Рефлексия.

(Слайд 45)

Радуга настроения.

Список литературы:

  1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета “Последний звонок”, № 4, 2006 г., с.6.
  2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  3. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
  4. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России.XVII–XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
  5. Я иду на урок в начальную школу. История. – Книга для учителя. – М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000 г.
  6. Музыка и картинки для презентации из ресурсов Интернет.

Приложение к уроку.