Урок истории в 5-м классе "Путешествие в Древний мир"

Разделы: История и обществознание


ЦЕЛЬ:

  1. Проверить и закрепить знания по изученному курсу древней истории.
  2. Прививать любовь к истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: карты, карточки, конверты с вопросами, стол, волчок.

ХОД УРОКА

Урок проводится по образцу телевизионных программ КВН и “Что? Где? Когда?”

1 конкурсПриветствие команд”.

Команды представляют страну (город-государство) из которого они прибыли на состязание и приветствуют друг друга.

2 конкурс “Разминка”.

Игра “Поймай рыбку” проходит в форме эстафеты. Учащиеся поочередно подбегают к “аквариуму” и вылавливают “рыбок”, на которых написаны понятия, термины, даты, имена и дают ответы (за определенное время). Затем подсчитывают “улов” и определяют победителей.

Игра “Найди на карте”. Представителям команд предлагается вытянуть карточки с “именами” страны, найти эту страну на карте и прикрепить туда табличку с названием страны.

3 конкурс “Капитаны”.

Капитанам вручаются кроссворды, которые они должны разгадать за 3 минуты. 1 слово – 1 балл.

4 конкурс Что? Где? Когда?”

Команды садятся за стол и по очереди крутят волчок, выбирая № конверта.

Примерные вопросы:

№1. Послушайте отрывок из стихотворения К. Брюсова:

Я – раб царя. С востока до заката
Среди других свершают тяжкий труд
И кус гнилой – единственная плата
За стон, за пот, за тысячу минут…
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа,
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близь озера Мерида
Века веков святая пирамида.

ВОПРОС: О чем идет речь в этом стихотворении? В каком государстве, и в какое время это могло происходить?

№2. Послушайте фрагмент сочинений китайских писателей:

Зачем на свете люди неравны?
Ест вдоволь рис и просто богатей,
А бедный ест бурду из отрубей.
Чем плох бедняк иль раб господ глупей?
Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали
Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?
Как же в вашем дворе быки оказались?
Настоящий человек не ест никогда
Хлеб праздности, как вы, господа!

ВОПРОС: Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах.

№3. Афинский земледелец, попав в долговую кабалу к богачу Ликуру, который дал ему в долг 5 мер зерна, и потребовал возвратить 40 мер. Крестьянин не смог выплатить долг и вынужден был бежать в другую страну. Однако, через некоторое время ему удалось вернуться на родину.

ВОПРОС: Что грозило афинскому крестьянину в случае невыплаты долга? Какое событие позволило ему вернуться назад?

№4. В “Илиаде” описан такой эпизод “Утром во дворец царя Приама прибежал вестник и объявил, что враги отплыли, оставив на берегу коня?

ВОПРОС: Что вы знаете об этом эпизоде? Как поступили троянцы с деревянным конем? К чему это привело?

№ 5. Один афинянин, принеся своим согражданам весть о победе над персами, воскликнул: “Радуйтесь, афиняне, мы победили!” и упал мертвым.

ВОПРОС: После, какого сражения произошел этот эпизод.

№ 6. Участник Греко-персидских войн поэт Эсхил писал:

Вперед, сыны Эллады!
Спасайте Родину, спасайте жен,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков – бой теперь за все.

ВОПРОС: О каком сражении идет речь? Кто в нем победил? Почему?

№ 7. В стихотворении “Умирающий гладиатор” М.Ю. Лермонтов писал:

Ликует бурный Рим…
Торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он – пронзенный в грудь –
Безмолвно он лежит,
Во прахи и крови скользят его колена…

ВОПРОС: Кто и как решал судьбу побежденного гладиатора?

№ 8. Римский писатель Сенека рассказывает о рабовладельце, который решил казнить раба за разбитую вазу. Другого раба казнили за то, что тот забыл в бане белье своего господина. Император Калигула как-то отдать осужденных рабов на съедение голодным зверям в цирке.

ВОПРОС: Чем вы можете объяснить эти факты? Можно ли считать их случайными?

№ 9. Однажды Цезарь проезжал бедное галльское селение. Один из спутников спросил императора: “Неужели и в этом жалком уголке борются между собой за власть? Неужели и здесь есть люди, мечтающие о первенстве?” Цезарь ответил: “Я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме”.

ВОПРОС: О каких чертах характера Цезаря свидетельствует этот эпизод?

№ 10. Победившему Антония Октавиана сенат оказывал все новые и новые почести. День рождения Октавиана, годовщины его побед были объявлены праздники. На его дверях был повешен венок “За спасение граждан”, а в сенате водружен золотой щит с перечнем заслуг. Октавиану присвоили звания императора, консула, народного трибуна. Сенат назвал императора Августом – Священным.

ВОПРОС: О каких изменениях в римском государстве свидетельствуют эти факты?

№ 11. Итальянский писатель Р.Джованьоли вложил в уста главного героя своего исторического романа “Спартак” следующие слова: “Нужно или победить, или умереть… как подобает людям храбрым, одержавшим столько побед над римлянами. Наше дело свято и справедливо и не умрет с нами. Мужественная и почтенная смерть лучше постыдной и гнусной жизни”.

ВОПРОС: Как эта речь характеризует личность персонажа романа?

Итог: Подводятся итоги игры. Выясняется команда победитель и лучшие игроки. Выставляются итоговые оценки.