Современные информационные техологии в начальных классах

Разделы: Информатика, Начальная школа


Мир меняется стремительно. Современные дети не мыслят своей жизни без компьютера, хотя используют его в основном только как источник игр.

Меняются цели и задачи современного образования: формирование знаний и умений уступает место формированию компетентностей. Школы оснащаются компьютерной техникой, электронными ресурсами, получают доступ в Интернет. Это должно способствовать внедрению в практику работы современных информационно-коммуникационных технологий.

В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. В 2006г. обучилась по программе: «Обучение компьютерной грамотности Интернет-технологии. Теория и методика преподавания информатики в начальных классах». Я проявила инициативу по использованию в своей практике ведение курса по УМК «Первые шаги в мире информатики» (Тур С.Н., Бокучаева Т.П.).

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования.

Цели изучения информатики в начальной школе:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  1. Отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией.
  2. Формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.
  3. Индивидуально-личностный подход к обучению школьников.
  4. Овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру.
  5. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении должны широко использоваться игровые формы. В частности, формирование у младших школьников умений учиться на уроках информатики происходит в процессе: игры; при работе на компьютере; совместного поиска и анализа примеров.

Очень важно то, как проводятся занятия: это не монолог учителя, не традиционные объяснения и вопросы, это беседы, обсуждение новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, иногда переходящих в игру или в дискуссию.

Урок разделен на две части:

  1. Работа с тетрадью, которая позволяет вести "предкомпьютерную" подготовку, т.е. выявление, осознание и принятие школьниками учебной задачи; планирование ее достижения. Это позволяет более продуктивно использовать компьютерное время; дает ребенку опору для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов.
  2. Работа за ЭВМ с исполнителем или редактором. Выполняются определенные задания, которые зафиксированы в тетради.

Рабочие тетради давно известны учителям и учащимся. Эти пособия периодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Эти пособия прежних лет чаще всего представляли собой краткие сборники задач; в них отсутствовала вариативность задания; они редко ориентировали учащихся на усвоение теоретических понятий. Сегодня мы стали свидетелями создания нового поколения рабочих тетрадей. Здесь нет механического соединения учебника и обычной школьной тетрадки. В них умножаются достоинства того и другого. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая выполнить те или иные задания на разлинованном пространстве, они требуют от ученика особой ответственности за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному. Комплексность и комплектность - вот главное их достоинство.

Цель рабочей тетради - способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития. Внедрение этого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи: развитие мышления школьников; более прочное усвоение теоретических положений, а так же приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач; овладение алгоритмами решения основополагающих задач школьного курса; контроль за ходом обучения школьников конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям: отражать все темы школьного курса учебной дисциплины; быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал; стать "настольной книгой" школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителе.

Рабочая тетрадь призвана быть дополнением к основному учебному материалу. Поэтому она не заменит школьный учебник. Это дидактический материал к нему. Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с современными школьными программами.

Структура и содержание рабочей тетради по информатике определяется спецификой этого предмета. Поскольку эта учебная дисциплина возникла сравнительно недавно, хоть и существует единый стандарт и определенный учебный план по ее внедрению в школьное обучение, но не всегда существует возможность его выполнения в соответствии с имеющейся техникой и технологиями решения аспектов стандарта. Учебные пособия и методические рекомендации по информатике для начальной школы, разработанные к настоящему времени различными авторами, немногочисленны. Каждое из них имеет ряд особенностей и недостатков.

Эти обстоятельства побуждают к творческим поискам в этой области. Анализируя методическую литературу, приходишь к выводу, что наиболее приемлемым средством обучения информатике в младших классах является рабочая тетрадь.

Преимущества использования рабочей тетради в начальной школе.

  1. Использование тетради в 1-4 классах исключает необходимость тратить время на запись домашних и классных заданий. Выполнение домашнего задания - это элементарная настройка ученика на работу на предстоящем уроке.
  2. Тетрадь на печатной основе дает возможность провести полную "предкомпьютерную" подготовку школьника на уроке. Это позволяет школьнику более осознанно, целенаправленно работать на компьютере.
  3. Тетрадь содержит большое количество иллюстраций. Поскольку главным принципом обучения в этом возрасте является наглядность, это способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний.

Тетрадь имеет недостаток по сравнению с записью непосредственно на уроке. Для малышей крайне важен кинестетический канал получения информации. Им гораздо легче многое воспринять "руками", чем "глазами". То, что ребенок записывает, откладывается в его памяти гораздо прочнее, чем то, что ребенок читает.

Замечание: работа за компьютером не должна превышать 15 минут.

Литература

  1. Антипов И.И., Боковнев О.А., Степанов М.Е.О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование, № 5, 1993.
  2. Буцик В. А. О структуре обучения младших школьников информатике , 2003г.
  3. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Методическое пособие по информатике, БВХ-Петербург, 2005 г.
  4. Чванова М.С., Королева Н.Л. О развитии внимания у детей с ранним обучением информатике // Педагогическая информатика. № 4, 1999.