Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей-дошкольников с нарушением речи (из опыта работы коррекционной работы учителя-логопеда)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


  1. Коррекция нарушения плавности речи у детей с заиканием. Логоритмика в коррекции речевых нарушений.
  2. Способы формирования интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  3. Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.
  4. Игры и упражнения на занятиях учителя-логопеда.

В логоритмическом воспитании можно выделить 2 основных звена:

1. Развитие восприятия и коррекция неречевых процессов, а именно:

  • слухового внимания;
  • слуховой памяти;
  • пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движения;
  • чувство темпа и ритма движения.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:

  • Воспитание темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса,
  • фонематического слуха, коррекция речевых нарушений в зависимости этиологии механизмов,
  • симптоматики, расстройства и методики его устранения.

Система логоритмического воздействия предлагает:

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, с тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией.

Темп и ритм дыхания воспроизводится в процессе двигательных упражнений с начала без речи, а затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу педагога поднять руки вверх (вдох) – руки вниз (вправо); другое движение – развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, затем с использованием ритмичной речи, перечисление счета, спряжения.

Например, в ходьбе по кругу по сигналу – поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (произносить протяжно -а-), сочетание а-и, а-и, а-и, счет –1-2-3, дни недели и.т.д.

1. Развитие орального праксиса.

Для совершенствования орального праксиса добиваться на основе подражания и упражнения – динамичности, скорости выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы, развиваются моторные и сенсомоторные координации, доводя движения до автоматизма. На этой основе осуществляются движения и на артикуляционной позе.

Например, предлагается показать мимикой веселого или грустного человека, человека, пробующего кислый лимон, сладкое яблоко.

В процессе развития мимических мышц задания усложняются: предлагается показать гнев, боль, радость, горе, равнодушие, брезгливость под соответствующую музыку. По мере выполнения упражнений необходимо включать звукоподражание, выражающие восклицание (ах, ох), сожаления (ай, ай), удивления (о, у), боль (ай, ой, ей).

Используются артикуляционные упражнения.

Например, на 1 раз – губы в улыбке, на 2 раз – вытянуть.

На логоритмических занятиях, артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями рук.

Например, руки развести в стороны и пропеть звук (а), соединить их перед собой в форме обруча (о).

2. Развитие просодики.

Развитие просодики строится на основе воспитания темпа и ритма, дыхания, голоса, артикул. аппарата, речевого слуха. Обращать внимание на наличие акцента. Самое эффективное – пение.

3. Развитие фонематического восприятия.

Процесс развития происходит через восприятие музыки, различного настроения, громкости ритма, воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией, улучшает различие звука на слух. Произношение под музыку текста способствует развитию слуха произ-ой дифференциации фонем.

4. Коррекция речевых нарушений.

Осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей, так и при целенаправленной подборке речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий, моторной сферы и членораздельной речи (возраст), при устранении функциональной дислалии, обращается внимание на степень сформированности звукопроизношения и наличие нарушений фонематического восприятия.

Основными задачами логоритмических упражнений являются:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематиеских представлений:
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • разработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Особое значение в коррекционной работе мы уделяем детям, страдающим заиканием, т.к. исследования показывают:

  • моторные нарушения являются одним из главных симптомов, характерезуюших заикание.

При заикании нарушены в основном:

  • статическая, динамическая координация движений, соразмерность, согласованность движений
  • степень тяжести моторных нарушений при заикании зависит от наличия органического компонента расстройства.

В связи с этим различают физритмическую дизартрию, когда происходят сбои на уровне ритмизованного слогоделения, при переходе от одного слога к другому. Это сочетается с двигательными дискоординациями при ходьбе, беге.

При другом расстройстве запинки обусловлены несоблюдением речевого такта, запинки наблюдаются при произнесении ударных слогов, что служит припятствием для перехода к фразовой прозаической речи (у наших детей плохой музыкальный слух, ритм. осложнены ритмические движения под музыку) Этот вид можно обозначить как дизритмическая диспросодия. А так как нарушены слоговой ритм, задача коррекционного обучения сводится к его выработке.

Отсюда вытекает содержание логоритмических занятий:

– ходьба, маршировка в разных направлениях;
– упражнения на развитие дыхания и голоса;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус;
– упражнения, активизирующие внимание и память;
– счетные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
– ритмические упражнения;
– пение;
– упражнения на музыкальных инструментах;
– самостоятельная музыкальная деятельность;
– игровая деятельность;
– упражнения на развитие творческой инициативы.

Элементами логоритмики должны пользоваться все специалисты ДОУ (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей).

Способы формирования интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: – О! Как же ты красива!
Е. Щукина

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.

Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может “рассказать” о многом: хорошо ли выспался? Рад чему-либо? расстроен чем-то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

Основной целью обучения детей становится развитие дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать инновационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

В процессе коррекционно-логопедического воздействия большое внимание уделяется формированию физиологических механизмов интонирования.

Логопедическая работа предусматривает реализацию следующих задач:

  • развитие речевого дыхания;
  • обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширение его мелодического (частотного) диапазона;
  • развитие дикции и артикуляции;
  • развитие ритмической способности, восприятия и воспроизведения разнообразных ритмических структур.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

  1. Формирование диафрагмального (нижнереберного дыхания).
  2. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.
  3. Увеличение длительности речевого выдоха.
  4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.
  5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.

В качестве упражнений используются следующие:

  • повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;
  • повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков;
  • пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.

6. Тренировка дикции.
7. Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения словесного, фразового и логического ударения.

Результаты логопедической работы свидетельствует о том, что сформированные навыки правильного речевого дыхания, голосоведения, дикции и артикуляции создают благоприятные предпосылки для развития возможности детей точно использовать интонационные средства в процессе коммуникативной деятельности.

Литературный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его методико – интонационную окраску. Сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи.

Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.

Нам приятен розовощекий улыбающийся карапуз, а не злючка с посиневшим от крика лицом. Вот мы и говорим: “Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!”, “Не шуми, бабушка спит!”, “Хватит скакать, хватит ныть!” и т. п. Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро утомляются, заболевают…

Взрослым кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в тяжелые ситуации, а значит, имеет право на чувства.

Задачи:

  • Заниматься автоматизацией поставленных звуков в связной диалогической и монологической речи.
  • Развивать умение слушать и слышать ребенка и взрослого, работать в коллективе детей, активно включаться в создание образов единой сюжетной линии, используя лингвистические и паралингвистические средства общения.
  • Работать над эмоциональной выразительностью речи.
  • Формировать навыки произвольной концентрации и переключения внимания (с помощью смены образов, сольного и хорового пения).
  • Совершенствовать чувство ритма при исполнения стихотворений, песен, прозаического монолога.
  • Развивать навыки просодических компонентов речи при проговаривании и пении.
  • Учить координировать речь и движения ребенка.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать пространственное воображение.

Эмоциональная напряженность чаще возникает, когда необходимо принять ответственное решение, при этом меняются характеристики речи:

1. – Громкость речи может повышаться или понижаться;
– убыстрение или замедление темпа речи;
– на 50% повышается количество пауз;
– речь прерывается вздохами, фразы не завершены.

2. – Изменения в грамматике:
– возрастает количество существительных и глаголов;
– используются более короткие слова;
– появляются слова – паразиты, неологизмы, парафазии;
– частота употребления лексики, выражающей эмоции в устной речи
– при составлении рассказов по сюжетным картинкам и серий картин для детей с нарушением речи характерна однотипность построения фраз, невыразительность звучащей речи и скудность эмоциональной лексики;
– дошкольники с нарушениями речи смешивают различные эмоции: грусти, злости, страха, удивления (могут определить только состояние радости);
– особенно трудно нашим детям мимическими средствами передать на своем лице эмоции злости, испуга, удивления.

Все это говорит о необходимости своевременного коррекционного воздействия, задачами которого является:

  • изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;
  • развитие невербальных средств общения (мимики, пантомимики);
  • формирование эмоциональной лексики;
  • развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Одним из наиболее важных приемов мы считаем театрализованную деятельность.

Эту работу мы начинаем с ясельных групп.

У каждого из нас в детстве были свои любимые куклы, и все что мы что мы с ними проделываем и было своего рода театром: игрушки говорили, общались и попадали в разные жизненные ситуации, когда плюшевый любимец или кукла оживают и отвечают на все вопросы, их язык более доступен и понятен детям, чем объяснения взрослого. Вот и сейчас используем пальчиковые куклы, конусные, перчаточные, куклы – варежки, напольные куклы, плоскостные рисованные куклы.

Работа состоит из трех основных этапов:

1-й этап – направлен на создание у детей положительной мотивации к процессу общения с взрослыми. Все занятия проводились в максимально привлекательной и доступной форме – форме театра и во – вторых, во взаимодействии взрослого и ребенка включался дополнительный коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются контакты между взрослыми и детьми.

2-й этап – формирование у детей потребности в общении со взрослым. Для этого в занятия включаются задания на основе знакомых детям игр, которые требуют обращения за помощью к взрослым.

3-й этап коррекционной работы связан с формированием у детей активности и инициативности в процессе общения с взрослыми. Необходимо создать такую ситуацию, в которой взрослый демонстрирует свою неспешность и потребность в обращении за помощью к детям. Важно, чтобы дети сами стремились оказать помощь.

Коррекционная работа с детьми невозможна без совместной работы всех специалистов МДОУ: воспитателей, логопедов, хореографа, психолога, специалиста по изодеятельности.

Приложение