Урок в 6-м классе по теме "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Цели:
Обучающая – вести  понятие корня уравнения; ознакомить со свойства­ми уравнений и новым способом решения уравнений, с решением задач нового типа; отрабатывать умение решать уравнения; разви­вать грамотную  математическую речь

Развивающая – развитие   логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность учащихся на уроке.
Воспитывающая – воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного  выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности.
Задачи урока:

  1. выработать у учащихся умение пользоваться алгоритмом решения линейных уравнений;
  2. осуществить формирование первоначальных знаний в виде отдельных навыков после определенной тренировки решения уравнений;

Оборудование урока: 

  1. Компьютер
  2.  Проектор
  3.  Интерактивная доска.
  4.  Презентация, созданная  в программе SMART Notebook (Приложение1 Страницы)

Ход урока

I.  Организационный  момент  (Страница 1)

II.  Устный счет . (Страница 2)  повторение правил раскрытия скобок ,отодвигая шторку проверяем правило.

1.Раскройте скобки: (Страница 3) ученики должны  записать правильный ответ на доске, используя набор букв и цифр.

1) -3 + (а + в + с + d);
3) 10 + (а + в - с + d);
5) -12 (-2а + 5в - 4с + 3d);
2) -7 + (-а - в - с - d);
4) (5а - 2в + 4с - 3d) • (-3);
6) (-За - 2в + 5с + 4d) • (-15).

2. Решите уравнения:  (Страница 4) Указать стрелками, какие из чисел, стоящих в правом столбике являются корнями данных уравнений

1)20х+40х=240 (4)
3) 8,8х-1,6х=72 (10)
2) 100у+6у-2у=416 ( 4)
4) у(у-100)=0 (100 или 0)

(Страница5) Обе части уравнения можно разделить на коэффициент при неизвестном с последующей проверкой ответов  под шторкой.

1) 4 х = -12;
4) -5 х = -3;
2) -5 х == 2,5;
5) 4 х = -18;
3) -2 х = -5;
6) -3 х = 16.

II. Письменная работа на листах.
его частей на коэффициент при неизвестном     Приложение2

. Найдите значение выражений: (Страница 6)
1) -30 + 24 (Т); 2) -21 + 40 (О); 3) -25 - 4 (Т); 4) 31 - 38 (И); 5) -27 + 30 (Л).
—  Запишите ответы в порядке возрастания. -29, -7, -6, 3, 19. (Титло.)

Выполнить задание №2   на Рабочем листе.  Приложение2

—  Прочитайте получившееся слово.
—  Как вы думаете, что оно обозначает?  (В Древней  Руси числа обозначали буквами с особым знаком,  который писали над буквой. Этот  знак назывался ТИТЛО.)
III.  Индивидуальная работа  4 человека работают в тетради по карточкам(5минут)

1карточка
Упростить выражение:

6m + 5n – 4n – 4m + Зn + m;
7х - 8у + 9у - 5х + 6;
3(2х - Зу) + 9(у - 4х);
7m + 6n – 5n – 8m + Зn + m;
Зх - 5у + 7у - 2х + 4-
7(2х - Зу) - 3(4х +2у).

2карточка
Упростить выражение:

2m+ 5n – 4n- 6m + Зn + m;
6х - Зу + 8у - 4х + 7;
5(2х - Зу) + 2(15у - Зх);
Зm + 2n – 5n – 4m + 7n – n;
5х - 7у + 5у - 2х + 4;
4(2х - Зу) - 8(х + 2у).

IV.  Сообщение темы урока   «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями.  Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика су шествует только для данного момента, а уравнения будут  сущеcтвовать  вечно».

(А. Эйнштейн).

—  Сегодня мы будем решать уравнения, используя их свойства

V.  Изучение нового материала

   1. Работа с учебником  3мин (Страница7 )   ученики работают с учебником на стр.229-230 и отвечают на вопросы
—  Какое равенство называют уравнением? (Уравнением называют  равенство, содержащее букву, значение которой надо, найти.)
—  Что значит решить уравнение? (Это значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.)

2 Решение задач на закрепление правил учебника п.42,   (Страница8  )ученики работают устно, применяя правило
Корни уравнения не изменятся, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак.
(Страница 9-11)решение задач  с записью уравнений в тетрадях.
(Страница 12) решить устно задачу по картинке
- Сколько весит груша?

   3. (Страница 13) рассмотрим решение уравнения – найдем его корень:
12(х-2)=3(2х-8)+9,   х=1,5.

  4.(Страница 14) решение уравнений самостоятельное, с последующей проверкой:
3(5-х)=2(х+4)                 3(5-х)+13=4(3х-8)                 4(2х+3)-5(5-4х)=(2-3х)(-9)
(х=23,  х = 4,  х = -5  при проверке соотнесите ответы к уравнениям стрелкой  или перетаскиванием  мышью)

Выполнить задание №3   на    Рабочем листе.     Приложение2

 VI. Закрепление изученного материала. (запись решения на интерактивной доске)
(Страница 15) работа с учебником№1317а, с помощью умножения обеих частей уравнения на одно и то число освободитесь от дробных чисел и решите уравнение.

(Страница 16)  работа с учебником №1318а
- Можно обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число? Да.

(Страница 17)  работа с учебником №1320а.
- Давайте вспомним основное свойство пропорции,
- Решите уравнение, используя основное свойство пропорции.

VII. Итог урока.

Оценивание  рабочего листа. Ответы на вопросы по данной теме:
- Обе части уравнения умножили на число, не равное 0. Изменились ли корни уравнения?
- Обе части уравнения разделили на  одно и  тоже  число, отличное от 0. Изменились ли корни  данного уравнения?
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
- Какие уравнения называют линейными?

VIII. Домашнее задание (Страница 18)
Прочитать исторический материал в учебнике на стр. 235-236.
№ 1342(г - е), 1346, 1348.

Задание по желанию   подготовить выступление на 2-3 минуты об ученых-математиках, основоположниках алгебры.
Дети подходят по желанию к интерактивной доске и с помощью смайлов  выражают свое отношение к уроку.