Занятие-исследование "Кто такие птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: Усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Задачи:

  • Познакомить с птицами детей, учить выделять существенные признаки природных объектов;
  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
  • развивать мышление (учить анализировать); сравнивать, делать выводы; развивать воображение и творческие способности, формировать приемы исследовательской деятельности, воспитывать личностные качества (доброту, ответственность).

Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, ножницы, запись “голоса птиц”

Воспитатель:

Сниться ночью червячку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это (птица)

Правильно, сегодня мы будем говорить о птицах.

Ребята, а кто такие птицы?

Сегодня мы с вами попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.

(Появляется в руках яйцо с цыпленком.)

– Ой, а ты кто? Не знаешь?

– Я маму потерял.

– А кто твоя мама?

– Курица.

– А курица – это птица.

– Хочешь узнать, кто такие птицы?

Ребята, давайте поможем цыпленку найти маму. Выясним главную особенность птиц, ответим на вопрос “Кто такие птицы?”

– Что умеют птицы?

Дети: летать

Воспитатель: А кто еще умеет летать?

Дети: бабочки, стрекозы, летучи мыши

Воспитатель: В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины – птицы, но летать они не могут.

– Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц?

– нет

– умение летать не главная особенность птиц

Значит мы не нашли ответ.

(Звучит запись голосов птиц.)

– Что мы слышим?

Дети: голоса птиц

Воспитатель: правильно, слышим птичьи голоса, их называют песни. Но поют их другие животные “дельфины”, значит, это не главная особенность птиц.

(подходим к дереву с гнездом)

– Что вы видите на дереве?

Дети: гнездо (Рисунок 1)


Рис. 1

Воспитатель: А кто их строит?

Дети: птицы

Воспитатель: Все ли птицы строят гнезда?

Есть птицы, которые откладывают яйца на камни, а еще гнезда вьют некоторые рыбы, делает гнездо оса.

Как вы думаете, для чего птицы делают гнездо?

Дети: откладывают яйца

Воспитатель: Но яйца откладывают и черепахи и крокодилы

– Давайте сделаем вывод, что же умеют делать птицы?

Дети: летать, петь, нести яйца, вить гнезда

Воспитатель: А еще какие-нибудь животные это делают?

Дети: да

Воспитатель: А можно утверждать, что это не главные умения птиц, а что еще есть?

Давайте рассмотрим изображения птиц и назовем их.

Среди этих птиц есть мама цыпленка, кто она?

Курица это птица?

Почему?

Дети: несет яйца, строит гнездо, летает – но плохо, поет

Воспитатель: Давайте сравним строение дикой птицы и домашней.

(Одна группа детей выкладывает из частей домашнюю птицу, другая дикую птицу.) (Рисунок 2)


Рис. 2

Воспитатель: Как устроено тело птиц?

Дети: одинаково

Воспитатель: Сколько ног у птиц? Передние ноги превратились в крылья.

Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?

Дети: перьями

Воспитатель: Это еще одна особенность птиц – тело птиц покрыто перьями.

Значит курица мама цыпленка – птица, потому что хотя она плохо летает, но у нее есть перья, а это самый главный признак для группы птиц.

Воспитатель: Ребята, значит кто такие птицы?

Дети: животные, у которых тело покрыто перьями.

Воспитатель: Молодцы!!!

Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию) где мы будем исследовать перо птиц через лупу – на столах лежат перья разные по размеру, цвету, форме (Рисунок 3)

– чем отличаются перья? (По цвету, размеру, форме.)

– у всех перьев есть стержень, волоски – бородки

Предлагаю рассмотреть через лупу.

– Как волоски – бородки цепляются друг за друга. Покажите бородки.

– Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят, они легкие.)

– Возьмите ножницы, разрежьте перо. (Работа детей.)

– Что вы видите внутри? (Там пусто.)

– Правильно, поэтому перья очень легкие.

– А сейчас возьмите, обмакните перо в стакан с водой.

– Намокло перо, или осталось сухим? (Вода скатилось капельками.)

– Перья защищают птицу от воды и сырости.

– Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)

– Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.)


Рис. 3

Сегодня мы с вами приоткрыли тайны удивительного мира птиц.

Теперь вы знаете их особенности, и можете сказать – кто такие птицы.

И в заключение нашего занятия, предлагаю вам поиграть в игру:

“Что перепутал художник” (Рисунок 4)


Рис. 4