Проект мини-музея "Королевство цветов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.

Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной , но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.

Что определяет, характеризует человека и общество прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.

Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивность просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия комнатных растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Содержание проекта

1-й этап – подготовительный.

Выявление проблемы, определение цели и задач.

Проблема: создание мини – музея “Королевство цветов”

Гипотеза: если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о комнатных растениях, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

Цели:

  • развитие экологического и эстетического воспитания детей.
  • формирование знаний о растительном мире, о мире комнатных растений,
  • умение их различать и называть.
  • формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  • Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  • Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

2-й этап – внедрение.

Практическая деятельность по решению проблемы.

  1. Планирование совместной деятельности.
  2. Сбор и систематизация материала, распределение
  3. по видам деятельности.
  4. Поисковая деятельность детей и взрослых.
  5. Выбор дизайна по оформлению мини-музея.
  6. Совместное размещение материала в мини-музее.

3-й этап – итог.

. Викторина “Королевство цветов”(Приложение 4).

План проекта “Королевство цветов”.

тема Вид проекта Участники проекта Возраст детей Продукт детской деятельности
Королевство цветов Совместный детско-взрослый краткосрочный творческий проект(5-ти дневный) по созданию мини-музея Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель, администрация ДОУ, библиотека. Средняя группа “Сказка” 4–5 лет 1.Знакомство с многообразием комнатных растений(занятие).(см. Приложение 1 )

2. Оформление выставки комнатных растений(выставка)(см. Приложение 5)

3. Уход за комнатными растениями(Приложение  2)(см. Рисунок 2, 3, 4 Приложение 5)

4. Рисование комнатных растений “А у нас растет цветок!”.(см. Приложение 5)

5. Создание дидактических игр “Найди по описанию”, “Строение растения”, “Что зачем?”(последовательность ухода за растением).

6. Создание паспортов растений (см. Приложение 3)

7. Викторина “Королевство цветов”(Приложение  4).