Урок здоровья "Веселый этикет за столом"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цель. Обобщение знаний об основных питательных веществах и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма; развитие умения организовать полноценное разнообразное питание; закрепление навыков правильного питания; формирование правил поведения за столом и правил этикета в гостях, в том числе и в день рождения.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Компьютер или ноутбук.
  3. Таблица «Жиры. Белки. Углеводы».
  4. Кроссворд на доске.
  5. Набор салфеток.
  6. Песни крокодила Гены «День рожденья» и о Карлсоне «Смешной человечек».
  7. Призы самым активным.
  8. Музыкальный центр или бумбокс.
  9. Электронный диск «Этикет за столом».

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Познакомьтесь для начала со статистическими данными, которые говорят о влиянии различных факторов на наше здоровье.

Образ жизни (50–55%)

Состояние окружающей среды (20–25%)

Наследственность (20%)

Здравоохранение (10%)

– Что значит – вести правильный образ жизни?

Дети отвечают.

Учитель. Сегодня мы будем говорить, как правильно питаться, чтобы быть здоровым. И не зря наша тема называется «Веселый этикет за столом», где мы также рассмотрим правила поведения за столом и в гостях.

Ученик.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Учитель. Как же правильно питаться, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают. Затем правила правильного питания высвечиваются на экране. Дети читают и дают объяснение каждому правилу:

  • Ешь разнообразную пищу.
  • Меньше булочек и сладостей, а больше витаминов.
  • Не ешь много жареного, копченого, соленого, острого. Это вредно!
  • Пища не должна быть очень горячей или очень холодной!
  • Ешь в одно и то же время.
  • Обязательно позавтракай перед школой!
  • Нельзя есть прямо перед сном!

Учитель. Не зря говорится, что надо есть разнообразную пищу. Очень важно, чтобы в ней содержались различные питательные вещества. Какие же питательные вещества могут содержаться в продуктах?

На экране:

Учитель. Белок – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.

Ученик 1.

Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.

Учитель. Посмотрите, в каких продуктах белка содержится больше всего.

На доске таблица:

Белки

 

Жиры

 

Углеводы

 

Витамины

курица
молоко
яйца
сыр мясо
рыба
творог

 

растительное масло
сливочное масло  торт
сметана

 

хлеб
картофель
вермишель морковь
яблоко
геркулес
апельсин
гречка
шиповник

 

ананас
капуста
апельсины
помидоры
(овощи, фрукты, ягоды)

На экране:

Учитель. Углеводы – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.

Ученик 2.

Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.

Учитель. Посмотрите по таблице, в каких продуктах углеводов содержится больше всего.

(Дети работают по таблице.)

На экране:

Учитель. Жиры – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего, строительный материал для мозга и нервной системы.

Ученик 3.

Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.

Учитель. Посмотрите, в каких продуктах жиров содержится больше всего. (Дети работают по таблице). Есть много жирного вредно для организма. Человек потом страдает болезнью «ожирение».

Учитель. Еще также необходимы для организма человека такие питательные вещества, как витамины, особенно полезны они детям. А в каких продуктах содержатся витамины? (Овощи и фрукты.)

Дети смотрят на экран.

Конкурс загадок.

  1. Один говорит: "Белая".
    Другой говорит: "Красная".
    Третий говорит: "Черная".
    Все трое правы. О чем они говорят?
  2. На жарком солнышке подсох
    И рвется из стручков...
  3. На лесной полянке
    Красуется Татьянка –
    Алый сарафан,
    Белые крапинки.
  4. Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява.
    Кто любит щи, меня ищи.
  5. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь – очень гладкая,
    На вкус – как сахар, сладкая.
  6. Красненькая матрешка,
    Беленькое сердечко.
  7. Красная мышка с белым хвостом
    В норке сидит под зеленым листом.
  8. Маленький, горький, луку брат.
  9. Была зеленой, маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце почернела я –
    И вот теперь я спелая.
  10. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
    А зимою – в бочке, крепкие, соленые.
  11. В землю бросишь крошку-блошку,
    Полежит она немножко,
    И гляди – уже растет
    Самоварчик-корнеплод.
  12. Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили?
  13. Растут на грядке зеленые ветки,
    А на них красные детки.
  14. Золотая голова велика, тяжела.
    Золотая голова отдохнуть прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.

Ответы: Смородина. Горох. Земляника. Капуста. Морковь. Малина. Редиска. Чеснок. Вишня. Огурцы. Репа. Картофель. Помидоры. Тыква.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения под песню «Смешной человечек».

Учитель. Чтобы быть здоровым, нужно не только правильно питаться, но необходимо соблюдать правила поведения за столом. Например: «Не торопиться, чтоб не подавиться!». А какие правила поведения за столом, ребята, знаете вы?

(Дети отвечают.)

Учитель. Что такое этикет? Для чего нужно соблюдать правила поведения за столом? (Дети смотрят на экран и объясняют значение слова «этикет»). Не зря наш урок так называется «Веселый этикет за столом».

Дети смотрят электронный диск «Этикет за столом», знакомятся со словом «этикет» и его происхождением и историей.

Учитель. Послушайте, как раньше относились почтительно к столу на Руси. Издавна на Руси стол считался почетным местом. На него нельзя было вставать ногами, класть посторонние вещи. Вести себя за столом надо было, как в церкви. Считалось, сколько за столом посидишь, столько и на этом свете проживешь!

Учитель. Это почтительное отношение к столу и к гостям осталось до сих пор, в том числе и в других странах.

Выступления учеников «А в разных странах…»:

  1. Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
  2. У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
  3. В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
  4. Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.

Учитель. Очень важно, как правильно сервировать стол. От того, как накрыт стол, возрастает аппетит, приятно есть приготовленную пищу. Какие столовые приборы вы знаете? Посмотрите внимательно на экран и правильно накройте на стол.

Игра «Правильно накрой на стол»

Выходят 2 ученика и накрывают на стол. Остальные ученики сравнивают, правильно ли накрыт стол и выбирают победителя. Победителю вручают приз.

Конкурс «Я – САМ!»

Учитель. Красиво сложенная салфетка придаст вашему столу законченный вид. Давайте каждый из вас попробует сейчас красиво сложить салфетку.

(Выбирается самый лучший ученик и награждается призом.)

Учитель. Есть определенные правила поведения в гостях. Как надо вести себя в гостях?

(Дети отвечают.)

Учитель. Какой ваш самый любимый праздник? Почему вы любите свой День Рождения?

Ученики.

Сегодня день рожденья
Не чей-нибудь, а мой.
И я бегу скорее
Домой, домой, домой.
Там ждут меня подарки
От всех моих друзей:
Машины, книги, марки –
Не комната – музей!
Я всем скажу спасибо
И позову за стол.
Пусть без подарка даже –
Улыбки хватит мне.
Я стал сегодня старше
И, может быть, умней.
И, кажется, сильней!
И, кажется, длинней!
И, кажется, взрослей!

Физкультминутка. Ученики поют песенку крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже…», сопровождая движениями.

Учитель. Поговорим о подарках. Подарок – знак внимания. Говорят: «Даренному коню в зубы не смотрят». Почему? Всегда важно поблагодарить за подарок. Что можно подарить своему другу в день рождения?

(Дети смотрят на экран и отвечают.)

Конкурс «Разгадай кроссворд»

Учитель. В конце урока мне хотелось бы проверить как хорошо вы знаете правила поведения за столом? Для этого отгадайте кроссворд на экране.

Итог урока «Проверь себя».

Учитель. Какие правила этикета и правильного питания, ребята, вы запомнили? Назовите их.

Дети отвечают. По ответам учеников составляются «Правила поведения за столом», которые затем вывешиваются для других ребят в столовой. Самые активные ребята награждаются.

Приложение