Подготовка к изложению публицистического характера с творческим заданием "Храм Покрова на Нерли"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить навыки написания изложения с элементами сочинения;
  • повторить особенности публицистического стиля речи;
  • развить умение кратко передавать содержание сложных по языку и композиции текстов, умение высказать и обосновать свою точку зрения;
  • воспитать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества; обогатить эстетическое восприятие.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организация рабочего места учащихся.

II. Объявление темы и задач урока.

Слайд 1.

Вступительное слово учителя: – Сегодня у нас урок развития речи. Его задачи – повторить особенности публицистического стиля речи, познакомиться с памятником древнерусского зодчества, уметь описать его, подготовиться к развернутому ответу на вопрос.

Работаем с черновиками, внимательно слушаем и фиксируем материал.

III. Повторение.

а) Слайд 2. Публицистический стиль.

Дайте определение публицистического стиля.

(Предполагаемый ответ: Публицистический стиль как стиль общественно-политической литературы, периодической печати, основные цели которого – воздействовать на массы, сообщить информацию.)

– Назовите основные черты публицистического стиля. (Предполагаемый ответ: Основные стилевые черты – лаконичность и доходчивость изложения , эмоциональность, обобщенность, непринужденность высказывания.)

– Каковы характерные особенности публицистического стиля? (Предполагаемый ответ: Характерными особенностями данного стиля является использование речевых штампов, клише, употребление коротких предложений, безглагольных фраз, использование изобразительно-выразительных средств языка.)

б) Слайд 3. Особенности сжатого изложения текста.

– Чем отличается подробное изложение от сжатого? (Передаем самое главное из исходного текста.)

– Назовите основные способы сокращения (сжатия) текста. (Исключение (с перестройкой предложений) и обобщение отдельных элементов текста.)

в) Творческое задание к тексту:

  • развернутый ответ на вопрос;
  • сочинение.

Как достигается единство темы текста? (Изложение и сочинение связаны между собой по смыслу.)

IV. Работа с текстом изложения.

1. Чтение текста учителем.

(«Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс». Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Текст 13 (по Е.И.Осетрову), стр. 33 – 35.)

2. Работа с текстом.Слайд 4.

а) Как вы могли бы озаглавить текст? Почему?

  • «Храм Покрова на Нерли»
  • «Поэма в камне»
  • «Лебедь-храм»
  • «Лебедь белокаменный»
  • «Чудо на Нерли»

Ваш вариант?

б) Слайд 5.

О чем данный текст? (В тексте рассказывается о знаменитом храме Покрова, построенном в 1165 году близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязму.)

в) Охарактеризуйте стилевую принадлежность текста, тип речи. Прокомментируйте ответ. (Описание с элементами повествования. В описании изображается (описывается) какой-либо предмет. К тексту-описанию можно поставить вопрос: каков предмет? В повествовании рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия. К тексту-повествованию можно поставить вопрос: что произошло?)

– Какие языковые средства использовал Е.И. Осетров при описании церкви? (Эпитеты, метафоры, сравнения, инверсию, ряды однородных членов и др.)

г) Повторное чтение текста учителем.

Беседа по содержанию:

Слайд 6.

Каким описанием начинается текст?

– Как называют в народе церковь Покрова на Нерли? (Белой лебедью русской архитектуры.)

Слайд 7.

– Каким событиям посвящен храм?

Слайд 8.

– Каким мы видим храм летом? (Работа с синонимами. Аргументируйте ответ, продолжив цепочку синонимов.)

Слайды 9-11.

– Как описано его отражение в реке? (Работа с эпитетами. Аргументируйте ответ, продолжив цепочку эпитетов.)

Слайд 12.

– Как выглядит храм осенью? (Работа с метафорой. Аргументируйте ответ, продолжив цепочку метафор.)

Слайд 13.

Как выглядит храм Покрова на Нерли в непогоду (Работа с эпитетами. Постарайтесь передать настроение автора.).

– Как выглядит церковь зимой?

– Попробуйте убрать все языковые средства из текста. Изменится ли ваше представление о храме? Каким оно будет?

д) Каким будет план: простым или сложным? Обосновать выбор.

Слайд 14.

Составление рабочего плана.

План

  1. Парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам времени.
  2. Покрову Богородицы посвященный.
  3. Храм летом, осенью, зимой.
  4. Храм скорби и света.

е) Перескажите текст сжато. (Учащиеся анализируют устное воспроизведение текста, исправляют речевые недочеты.)

Рефлексия: Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?

Задание: Расскажите об архитектурном памятнике, который вам нравится. Какой произвел на вас наибольшее впечатление? Изумил вас?

3. Работа над черновиком.

Слайды 16-17. Требования к работе.

Объем изложения – не менее 90 слов.

Объем сочинения – не менее 50 слов.

V. Итоги урока.

– О чем необходимо помнить при работе над текстом?

VI. Домашнее задание.

Слайд 18.

Отредактировать черновик.

Выполнить творческое задание (рассказ об архитектурном памятнике, который произвел наибольшее впечатление).

Приложение.