Работа над музыкальным произведением на примере пьесы В.С. Калинникова "Русское интермеццо"

Разделы: Музыка


Цель урока: развитие музыкального слуха, эстетического вкуса и эмоционального восприятия музыки у обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением и раскрытие его звукового и художественного содержания.

Задачи урока:

  • Обучать учащегося навыкам и умению: правильно разбирать, отрабатывать и исполнять музыкальное произведение.
  • Воспитывать интерес к изучаемому музыкальному произведению.
  • Развивать у учащегося исполнительское мастерство, музыкальное мышление, вкус, эстетический кругозор.
  • Проследить принцип поэтапного- последовательного разучивания музыкального произведения.
  • Показать практическое применение приёмов работы над музыкальным произведением.

Работа над музыкальным произведением – одна из составных частей исполнительского процесса музыканта-пианиста. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии его исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом приобретённая игровая техника является в этом процессе как средство реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Изучение того или иного музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного-последовательного разучивания.

Начальный этап работы – предварительное ознакомление с нотным текстом.

На этом этапе ученик внимательно знакомится с произведением, уясняет его форму, стиль, тональность, размер, темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов. Дальше пьеса проигрывается целиком или отдельными фрагментами в доступном, но не быстром темпе, с целью выявления длительности нот, пауз, ритмических группировок, встречающихся знаков альтерации и темповых отклонений. При последующих проигрываниях уточняются места смены дыхания, определяются трудные технические места, которые предстоит преодолеть, а также отмечают подходящую аппликатуру, цезуры, смысловые акценты.

Средний этап работы – работа над техникой и художественной выразительностью исполнения произведения.

На данном этапе разучивания ученик играет пьесу фрагментарно, то есть по тактам, мотивам, фразам, работает над техническими приёмами в произведении. При этом работа ведётся в медленном темпе. Должное внимание уделяется точному выдерживанию длительностей нот и пауз, качеству звука, его тембровой окраски, звуковысотному строю, динамическим нюансам, темпоритму. Так же определяются характерные особенности в строении мелодии: нахождение в её контуре смысловых акцентов, кульминаций, агогических нюансов, элементов выразительности и звукового колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть.

Заключительный этап работы – исполнение произведения целиком.

В основе этого этапа лежит выявление образно-эмоционального содержания, исполнение произведения целиком, окончательное преодоление технических трудностей и осмысление трактовки музыки. Подготовка учащегося к публичному исполнению изученного произведения.

Практическая часть

Я покажу работу над музыкальным произведением на примере пьесы русского композитора Василия Калинникова – «Русское интермеццо», а помогать мне будет моя ученица (пятого класса) Ермакова Виктория.

Нашу работу мы разделим на три основных этапа: начальный, средний и заключительный.

Начальный этап работы

Прежде чем приступить к работе над «Русским интермеццо», хочется познакомиться с биографией композитора, написавшего это произведение.

Василий Сергеевич Калинников (1866-1901) – талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90 гг. XIX в. Это было время высочайшего подъёма русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П.Чайковский, появляются оперы Н.Римского-Корсакова, произведения А.Глазунова, С.Танеева, А.Лядова, на музыкальном горизонте возникают ранние сочинения С.Рахманинова, А.Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л.Толстой, А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн… И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калиникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший своей искренностью, сердечностью, русской мелодической красотой. Б.Асафьев назвал Калиникова «Кольцовым русской музыки».

Василий Сергеевич Калинников родился в селе Воины Орловской губернии. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калиниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и особенно к музыкальному искусству. С 1878 года Василий жил в Орле, учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное музыкальное образование и руководил хором. В 1884 поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учёбы перешёл в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии. Он также посещал лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклей, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах.

Первые сочинения Калиникова – 3 романса сразу стали популярными. В 1889 г. cостоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение композитора – симфоническая картина «Нимфы», а в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песеннно-хоровых традициях, до 12 лет, не слышавший, ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «Музыка… есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти не выразимы словом и не поддаются определенному описанию».

Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулёз. Несмотря на болезнь, композитор плодотворно работает над своими музыкальными сочинениями. Широкую известность принесла автору его Первая симфония (1895 г.) которая исполнялась с большим успехом в России и за рубежом. Эта симфония вызывает в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. Блестящий успех выпал на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

С 1893 г. из-за болезни, Василий Сергеевич жил преимущественно в Крыму и умер в Ялте 11 января 1901 г.

За свою очень короткую жизнь, а прожил он всего 35 лет, Калинников создал немного произведений, но они любимы слушателями за их простоту, ясность музыкального языка, за мелодическую щедрость и за русский характер.

Основная часть творческого наследия композитора это симфонические произведения: 2 симфонии, симфоническая картина «Кедр и пальма», оркестровые номера к трагедии А.К.Толстого «Царь Борис», 2 интермеццо для оркестра и др. Калинников талантливый продолжатель традиций русской музыкальной классики – композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского.

По складу дарования он был преимущественно лириком, хотя большое место в его произведениях занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Поэтические образы русской природы и лирические чувства отразились и в других жанрах, к которым обратился композитор – это романсы, хоры, фортепианные сочинения и среди них полюбившаяся всеми «Грустная песенка».

Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре – таким вошёл он в историю нашей музыкальной культуры.

«Русское интермеццо» одно из ярких фортепианных сочинений Василия Калиникова, оно отличается песенной широтой и выразительностью темы. Чтобы понять характер и эмоционально-художественное содержание этого произведения ученице были представлены и показаны картины русских художников, в которых изображена родная природа.

Это:

  • А. Саврасов «К концу лета на Волге»,
  • В. Поленов «Золотая осень»,
  • О. Путнин «Пшеничное поле»,
  • И. Шишкин «Косогор» и «Туманное утро»,
  • К. Мирошник «Россия»,
  • Б. Кустодиев «На Волге»,
  • А. Герасимов «Ока. Сосны».

К этим картинам очень точно подходит стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь», которое помогает лучше понять простоту, ясность музыкального языка, мелодическую щедрость и русский характер композитора Василия Сергеевича Калиникова и раскрыть поэтический образ русской природы в фортепианной пьесе «Русское интермеццо».

Я зачитаю отрывок из этого стихотворения.

«Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движется;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Неприглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?...»

ИНТЕРМЕЦЦО (итал. intermezzo, от лат. intermedins – находящийся посреди, промежуточный). 1) Пьеса промежуточного, связующего значения.

В инструментальной музыке может выполнять роль трио в трёхчастной форме (Р. Шуман, скерцо из сонаты для фор-но. ор. 11, юмореска для фор-но ор. 20) или средней части в сонатном цикле (Р. Шуман, концерт для фор-но с оркестром). 2) Самостоятельная характерная инструментальная пьеса. Основоположником этой разновидности интермеццо является Р. Шуман (6 интермеццо для фор-но ор. 4).

Интермеццо для фортепиано создали также И. Брамс, А.К. Лядов, В.С. Калинников, для оркестра – М.П. Мусоргский. Е.А. Мнацаканова.

Интермеццо Василия Калиникова состоит из маленьких 3-х частей

(3-х частная форма):

  • 1 часть – фактически является вступлением к пьесе, со своей темой, в которой есть развитие и своя маленькая (местная) кульминация;
  • 2 часть – основная, в ней заключён основной смысл произведения, главная тема и кульминация всей пьесы;
  • 3 часть – заключительная, она основана на главной теме с последующим появлением в ней нового мотива, который и заканчивает всю пьесу.

Пьеса написана:

  • в тональности f-moll, в конце происходит модуляция в c-moll (в доминантовую тональность для f-moll);
  • размер 4/4, удобно будет играть произведение в пульсации четвертей, тем самым подчеркивая широту и величавость в мелодии;
  • темп – moderato (умеренный), в конце последний мотив исполняется с темповым отклонением – strascinando (протяжно, растягивая).

Правильно выбранная аппликатура чрезвычайно облегчает технические задачи, она в итоге решает самую главную проблему, стоящую перед исполнителем – способствует наиболее яркому выявлению образного содержания музыкального произведения.

При выборе аппликатуры в этой пьесе я пользовалась общими аппликатурными принципами:

  • учитывать величину руки ученицы: ширину запястья, длину пальцев, растяжку;
  • напряжение запястья и кисти свести к минимуму, обеспечить полную свободу;
  • преимущественное использование в октавах последовательностях 4-го пальца на чёрных клавишах;
  • выбрать логичную последовательность пальцев, которая используется в связной игре;
  • выбрать именно тот вариант аппликатуры, который позволит добиться максимальной выразительности и будет наиболее соответствовать необходимой артикуляции и музыкальному смыслу исполняемого произведения.

Удобная правильная аппликатура помогает лучшему запоминанию и “не подводит” во время публичного выступления.

Средний этап работы

При работе над пьесой я уделяла большое внимание фразировке, которая является средством выражения художественного образа музыкального произведения. С первых уроков мы с ученицей обсудили строение фраз, определили моменты дыхания, интонационные вершины и кульминационные точки внутри каждой фразы, а также естественное интонационное и динамическое начало и спад фразы. Можно сказать, что освоение фразировкой составило основу процесса работы над произведением.

Непрерывность мелодии или мелодического потока является основой в развитии этого произведения. Мелодия здесь плавная, неторопливая, насыщенна красивой сочной гармонией, отличается отсутствием острых контрастов. Исполнение мелодии требует в этом произведении красивого глубокого звука, свободы интонирования, педального легато и прежде всего, включение внутреннего слуха. Звук – основное средство выразительности в любом музыкальном произведении.

Для достижения глубокого, певучего, звука в пьесе я работала со своей ученицей над хорошим legato, использовала различные пианистические приёмы и способы звукоизвлечения:

  • Пальцы держать как можно ближе к клавишам – «пальцы и клавиши слитны, как единое целое».
  • Мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой, погружаясь «до дна» клавиши и следить, чтобы каждый последующий звук возникал без атаки.
  • Во время игры правильно пользоваться весом руки. Положить руку на клавиатуру так, чтобы она как бы повисла на пальцах. Чтобы вес всей руки ощущался на кончиках пальцев, нужно держать локоть в стороне так, чтобы предплечье с кистью и основными суставами оказались на одной линии, на одном уровне. Запястье – как «купол», который держится на крепких пальцах.
  • Правая рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя её звучание и помогая её развитию.
  • Играя аккорды и октавы, помимо использования веса руки и тела, нужно как бы «хватать» клавиши пальцами, тем самым амортизируя удар. Плечевой пояс при этом опущен и абсолютно свободен.
  • Кисть крепкая, упругая, при этом достаточно податливая, но не расслабленная, более фиксированная при исполнении аккордов, гибкая и мягкая – при игре cantabile.
  • Исполнение на forte тяжёлых октав требует применения веса всей руки. Октавная последовательность охватывает кроме белых клавиш и чёрные, руку следует держать ближе к чёрным клавишам.

Для слышания ладовых функций аккорда в пьесе я применяла следующие методы:

  • Медленное проигрывание произведения, сопровождаемое напряжённым вслушиванием во все смены гармонических структур.
  • Гармонический анализ, который даёт возможность осознать логику модуляции, закономерность гармонического движения.

Значение гармонии не сводится к слышанию и сопоставлению аккордов. Гармония играет значительную роль и в интонировании мелодии, раскрывая при этом значение каждого её момента. Тембр служит для красочности в музыке. Исполнительская передача красок связана с поиском нужного прикосновения.

Значительна роль динамики в этом произведении, которая формирует фразу, подчёркивает мелодическую пластику. Через сопоставление кульминаций и «обозначение» границ фраз она даёт возможность организации формы произведения. Особенно велико её эмоциональное воздействие – нагнетание напряжённости, драматизма и уход от них вплоть до растворения и покоя /конец пьесы обозначен pp morendo-замирая/.

При выборе темпа в пьесе я руководствовалась словом, предписанным автором.

Пьеса исполняется в темпе moderato (умеренный), в конце последний мотив исполняется с темповым отклонением – strascinando (протяжно, растягивая).

Этот темп подчёркивает размеренность, мелодическую широту, помогает понять и раскрыть поэтический образ русской природы в этом произведении.

В начальном периоде разбора и при исполнении готового, выученного произведения мы считали вслух, причём ориентировались мы на крупные доли.

С самого начала работы над произведением мы работали с текстом без педали, добиваясь, чтобы красивый, глубокий звук legato и фразировка достигались прежде всего пальцами, а затем мы приступили к её осознанному использованию. Мы использовали здесь запаздывающую педаль. Ученице объяснялось, что педаль здесь употребима для окраски и обогащения звучания.

Запаздывающую педаль предполагается брать: сначала надо отпустить педаль (если она нажата) на ноте, для которой она предназначена, затем нажать как бы с опаздыванием. Для достижения чистого звучания педаль нажимается чуть позже звука.

Учить на память пьесу мы начинали с маленьких построений, затем переходили к соединению их в более крупные.

Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно я пользовалась следующими методами:

  • вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно, и потом во время игры наизусть, представлять его мысленно перед глазами;
  • вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
  • отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключить логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Пианистические навыки, техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходило одновременно.

Заключительный этап работы

На заключительном этапе мы с ученицей работали над целостностью исполнения пьесы. Ни одно произведение нельзя сыграть с должной выразительностью и осмысленностью, если не ощущать объединённым в одно целое его развёртывание во времени, а общая линия развития является как бы «стержнем» этого развёртывания.

Одной из главных задач, которую я ставила на заключительном этапе работы над пьесой – это «исполнительская яркость», которая включает непременное умение воспринимать и передавать с не меньшей внутренней наполненностью лиричность, задушевность, философскую углублённость, бесконечное разнообразие состояний.

С приближением окончания работы над пьесой мы с Викой добились внутренней раскрепощённости, творческой свободы.

Хочу привести слова А.П. Щапова, благодаря которым я настраиваю своих ребят на концертное выступление: «Перед выступлением совершенно неуместны всяческие разговоры о возможном “ волнении”, о необходимом “спокойствии”; не нужны и никакие словесные убеждения ученику в том, что ”у тебя всё выходит”. Волнение при выступлении совершенно неизбежно, – но оно должно приводить… не к ухудшению, а к улучшению качества игры. На эстраде должно быть не “спокойствие”, а “творческая уверенность”, которая лишь в небольшой мере зависит не только от внушения и самовнушения, но и базируется в первую очередь на очень обобщённом, но вместе с тем вполне реальном ощущении завершённости работы, ясности всех художественных намерений, полного владения игровыми представлениями и техническим аппаратом, на отсутствии сомнений, туманностей в образах памяти, на отсутствии зажимов в моторике».

Заключение

Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен выражать своё отношение к исполняемому произведению и выявлять своё понимание его. Это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах, авторских указаниях. Большого проникновения в замысел композитора, увлечения музыкой, творческой отдачи требует исполнение музыкально-художественного произведения. Даже не очень интересные в музыкальном отношении инструктивные этюды производят хорошее впечатление на слушателя, если они сыграны с удовольствием и “от себя”. Любое из них должно вызывать в учащемся ответные настроения, мысли, чувства.

Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, должен педагог.

Только он может увидеть:

  • что в каждом конкретном случае требует большого внимания ученика;
  • что надо подчеркнуть “произнести” более выразительно.

Цель всего сказанного и показанного учащемуся состоит, прежде всего, в том, чтобы разбудить или углубить его собственную мысль и эмоциональное восприятие музыки, вызвать потребность в обязательной внутренней работе, связанной с осознанием произведения и с проникновением в его содержание.

Список используемой литературы:

  1. Выцинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М.: Классика – XXI, 2004. – 100 с.
  2. Калинников В.С. Фортепианные пьесы. – М.: Изд. «Музыка», 2001. – 34 с.
  3. Мндоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.: Изд.ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского, 2005. – 86 с.
  4. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приёмы фортепианной игры: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование». – М.: Изд. ВЛАДОС - ПРЕСС, 2007. – 94 с.
  5. Стихи русских поэтов с оформлением картин русских художников «Чиста небесная лазурь». Изд. «Белый город», 2008. – 335 с.
  6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Издательство «Советский композитор», 1984. – 127 с.
  7. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика – XXI, 2001. – 176 с.