Урок изобразительного искусства на тему "Изображение формы и текстуры на примере рисунка "Грибы"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Способствовать развитию художественных способностей учеников.
  • Научить внимательному отношению к изображаемому объекту и грамотному представлению его в виде рисунка.

Материалы и принадлежности:

  • Макеты "Грибы". (Готовит педагог - см. Приложение 1)
  • Чертежная бумага, простые карандаши различной твердости (от 2H до 4В), ластик - если работа выполняется карандашом, и акварельная бумага, акварельные краски, кисти (белка, колонок или синтетика № 2-3 и 5-6) - если работа выполняется красками (гризайль или в цвете). (Приносят ученики.)
  • Цветные картинки с рисунками или фотографиями грибов.

Предлагаемый урок может проводиться в любом классе общеобразовательной школы, а также предлагаться для выполнения на кружке рисования. Начинается он с организационной части: необходимо подготовить все исходные материалы и принадлежности, раздать ученикам макеты с изображениями грибов (см. Приложения). Учитель, сообщив тему занятия, переходит к объяснению теоретического материала.

Не стоит подробно останавливаться на теме "Грибы", которая изучается на уроках "Окружающий мир" и "Биология". Достаточно напомнить, что грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые (в данной теме не рассматриваются такие виды грибов, как плесень и др.) Далее педагог показывает цветные рисунки или фотографии грибов, предлагая ученикам назвать их. Для этих целей можно использовать энциклопедические и справочные издания с крупными цветными рисунками.

Поскольку это урок ИЗО, то необходимо перейти к обсуждению признаков грибов с изобразительной точки зрения: чем характерны каждый из перечисленных видов, какова форма и цвет шляпки, ножки и других частей. Следует обратить внимание учеников, что ножку гриба в очень обобщенном виде можно считать цилиндром, а шляпку - частью сферы или конуса.

Согласно теории рисунка, при боковом освещении (которое наилучшим образом выявляет форму предметов с помощью светотени) цилиндр и сфера имеют определенное распределение света и тени. На ножке гриба (цилиндр) оно выглядит следующим образом: полусвет - свет - полутень - тень - рефлекс. На шляпке (часть сферы) менее выражен или совсем не выражен рефлекс, в остальном распределение света и тени аналогично: полусвет - свет - полутень - тень. (Рис. 1).

Рис. 1. Геометрическая интерпретация формы гриба и распределения света и тени на них при условии бокового освещения.

Далее учитель переходит к объяснению практического задания. Предлагается внимательно рассмотреть макеты с изображениями грибов. Прежде всего следует выяснить, на всех ли рисунках грамотно выполнена светотень и, если нет, - объяснить ученикам, что они не должны повторять эти ошибки. Затем преподаватель обращает внимание ребят на размеры и пропорции грибов, предлагая сравнить длину и толщину ножки с шириной шляпки гриба, выявить степень отличия реальных грибов от "геометрических": если ножка гриба утолщена, то в каком месте; какова форма шляпки; каким образом выглядят ее края и нижняя сторона (грибы пластинчатые или трубчатые); имеет ли гриб наклон и т.д. После внимательного изучения формы и пропорций грибов каждый из учеников выбирает себе на макетах один или несколько грибов для рисования.

Но прежде чем ученики начнут выполнять работу, следует обратить их внимание на текстуру поверхности ножки, верхней и нижней стороны шляпки, рисунка корневой системы и так далее. Например, у многих грибов на ножке находятся небольшие вертикальные "трещинки", шляпки могут быть матовыми или глянцевыми, гладкими или с "пупырышками" (как у мухомора), разный вид имеют пластинчатые и трубчатые грибы. Все это необходимо увидеть перед работой над рисунком.

Главная часть урока - практическая. Учитель предлагает приступить к рисованию, выполняя работу в следующем порядке:

Выбор гриба из предложенных изображений на макете.

Размещение гриба (или их группы) в листе. Не следует их делать ни слишком мелкими, потому что в этом случае затруднительно передать текстуру поверхности, ни слишком крупными, так как это увеличит объем и сложность работы.

Наметить форму и основные пропорции гриба и его частей.

Выполнить светотеневую проработку изображения при условии бокового освещения.

Добавить в рисунок текстуру.

Проверить, не пропала ли "геометрия" грибов после введения текстуры (если текстура слишком заметна, она может "перебивать" форму, от чего изображение становится плоским). Это заметно на макете 1 (см. Приложение 1). При необходимости внести исправления (ослабить текстуру или усилить тень).

Доработать изображение с учетом принципа "воздушной перспективы": изображение на переднем плане должно быть более ярким, четким, детальным и контрастным, чем на заднем плане.

Для придания натуральности изображению можно оформить пространство рядом с грибом: нарисовать рядом листочек, травинку или улитку, "отломить" кусочек шляпки и т.д. - на усмотрение ученика.

Если работа выполняется только в карандаше, то бумагу для рисования желательно выбирать чертежную, иначе при оформлении светотени (к примеру, на акварельной бумаге или бумаге для пастели) текстура бумаги будет мешать восприятию текстуры грибов. Светотень лучше выполнять штриховкой, чем тушевкой. При этом штрихи накладываются по форме изображаемой поверхности, подчеркивая и выявляя ее.

Для работы акварелью возможны либо техника "гризайль" (темно-коричневая или черная краска), либо полноцветная акварельная живопись. Для передачи формы используется более крупная кисть (№ 5-6), для текстуры - мелкая (№ 2-3).

Текстура ножки гриба, как правило, имеет вид вертикальных штрихов и точек; шляпки - в зависимости от гладкости и матовости поверхности; обратной стороны шляпки: пластинки изображаются линиями, расходящимися от ножки к краям шляпки, а трубчатость передается точечным рисунком.

Кроме того, при рисовании в цвете необходимо обратить внимание учеников на следующее правило: "Тень - теплая, свет - холодный и наоборот". Для живописного изображения грибов следует использовать как можно больше разнообразных оттенков.

При работе над рисунком необходимо постоянно сравнивать по светлоте и цвету разные части гриба, соблюдать баланс между формой и текстурой поверхности. Поэтому задача педагога на протяжении всего урока - контролировать процесс и напоминать ученикам об этом. Следует обращать внимание учащихся, что не все рисунки на макетах выполнены правильно (об этом было сказано еще в теоретической части), поэтому, используя макет в качестве образца для своего рисунка, нельзя слепо копировать его, ошибки необходимо исправлять.

Урок завершается подведением итогов. Еще раз обобщаются полученные знания и творчески оцениваются результаты работы. (Рис. 2-4). Работа привлекательна тем, что, с одной стороны, воспитывает внимательное отношение к окружающему миру, с другой - позволяет детям почувствовать себя "умнее" взрослых, работы которых использованы в макетах. Продолжением данной тематики может быть рисование фруктов, ягод, листьев и т.д.

Рис. 2 Варианты изображения грибов.

 

Рис. 3. Вариант изображения грибов.

Рис. 4. Варианты изображения грибов.