Задачники к ЕГЭ по темам "Измерение и кодирование информации", "Основы логики"

Разделы: Информатика


По моему глубокому убеждению, подготовку к сдаче ЕГЭ по информатике надо начинать не в 11 классе, а гораздо раньше, когда изучение предмета ведется на базовом уровне или даже на этапе пропедевтики. Для этого у учителя всегда должны быть под руками соответствующие электронные продукты – обучающие, контролирующие, моделирующие. Мои разработки – два таких продукта, представляющие задачники по темам “Измерение и кодирование информации” (см. Приложение1.) и “Основы логики” (см. Приложение2.)

Цель работы: подготовка к сдаче единого государственного экзамена в рамках указанных тем.

Задачи работы. Для того чтобы реализовать поставленную цель необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представление о содержании измерительных материалов;
  • сформировать умения решать задачи по указанным темам.

Предлагаемые мультимедийные пособия включают перечни задач из демо-версий ЕГЭ 2004–2009 гг. Организационная форма пособий – интерактивные тест-программы, которые преподносят задачи, разбитые на группы по подтемам.

Например, в пособии “Измерение и кодирование информации” (Приложение1.swf) выделены следующие группы:

  1. Количество информации. Включает 9 задач под номерами 1–1 – 1–9, среди которых задачи 1–2, 1–7, 1–9 – с открытым свободным ответом, остальные – задачи с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  2. Кодирование информации. В этот перечень включено 6 задач под номерами 2–1 – 2–6. Особенность этих тестовых заданий в том, что они предлагают определить закодированную последовательность символов, в том числе при использовании способов кодирования кодами разной длины.
  3. Кодирование текстовой информации. В списке заданий 6 задач (3–1 – 3–6) с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа на вычисление объема информации в текстовом сообщении.
  4. Передача сообщения через модемное соединение. 6 специфичных задач с открытым свободным ответом на вычисление объема переданной информации или времени передачи. Задачи под номерами 4–1 – 4–6.
  5. Преобразование чисел в Р-ичную систему счисления. Включают 12 задач, из которых задачи с номерами 5–2, 5–4, 5–6, 5–8, 5–10, 5–12 – с открытым свободным ответом, остальные – задачи с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  6. Сложение и умножение в разных системах счисления. Все 6 задач этой подборки (6–1 – 6–6) – задачи с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  7. Кодирование графической информации. 6 типичных задач (7–1 – 7–6) на вычисление объема графической информации или размера цветовой палитры.

Одним из способов мотивации школьников при изучении теоретических вопросов, связанных с кодированием и измерением информации, считаю предъявление на уроках в 8–9 классах задач из демо-версий ЕГЭ. Хотя информатика не входит в нашем регионе в список предметов, по которым возможно выбрать экзамен в форме ГИА в 9 классе, знакомство с задачами итоговой аттестации вселяет в ребят уверенность в своих силах и способностях. Это позволяет им уверенно выбрать технический, информационно-технологический, физико-математический профиль классов старшей школы в соответствии со своими успехами при изучении основных тем курса информатики.

При закреплении темы измерение информации в 8 классе (вероятностный и алфавитный подход) на задачах 1–7, 1–8 объясняю непротиворечивость этих двух подходов. Используя задачи 1–3, 1–9, подготавливаем почву для восприятия существования различных способов кодирования символьной информации.

При объяснении темы измерение информации (алфавитный подход) в 8 классе используем задачи 3–2, 3–5. Решая эти задачи со всей подгруппой, включаем в обсуждение вопросы соотношения единиц измерения информации, существования разных способов кодирования.

При закреплении темы кодирование графической информации в 8 классе используем задачи 7–6, 7–3 для уточнения вопросов различия видов графики при хранении во внешней памяти и ее представления во внутренней.

В девятом классе применение задачника на уроках повторения в I четверти позволяет быстро предъявить и актуализировать материал измерения-кодирования информации, используя задачи всех разделов задачника.

И все же, реализуя цель этой работы, в полном объеме задачники будут использованы в 10–11 классах, когда необходимость подготовки к ЕГЭ очевидна для всех школьников, ориентирующихся на получение образование в высшей школе по техническому профилю.

Опираясь на необходимость самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к ЕГЭ, задачники рекомендую скопировать на домашний компьютер и, тогда каждый ученик, используя его для самоконтроля, решает задачи в необходимом ему темпе, порядке и объеме. При этом регулирует сам нагрузку при подготовке к итоговой аттестации (здоровьесберегающий аспект).

Интерфейсы тест-программ интуитивно понятны, но все же предлагаю посмотреть пояснения в файлах Рисунок1. и Рисунок2. .

Актуальность и значимость ресурсов:

Хотя экзамен по информатике и ИКТ в форме единого государственного экзамена выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору, большинство выпускников физико-математических и информационно-технологических классов нацелены на поступление в ВУЗы технического профиля, где сертификат с результатами ЕГЭ обязателен или конкурирует с экзаменом по физике. Поэтому свою разработку в первую очередь адресую ученикам, чтобы дать им востребованный инструмент подготовки к ЕГЭ, обеспечив большим объемом задач, а работу учителя в аудитории – интерактивными задачниками, которые с применением проектора, экрана или интерактивной доски использую для разбора решения типичных задач.

Практическое применение:

Пособие уже использовалось на уроках информатики в 11 классах при повторении и подготовке к экзамену в зимнюю сессию, в 10 классах при изучении темы, а также для повторения и подготовки к ЕГЭ 2009 года. С использованием проектора, экрана или интерактивной доски пособие применятся в качестве презентации, и позволяет предъявлять для решения задачи одновременно всей группе.

Минимальные требования к аппаратным ресурсам:

Процессор Intel Pentium (или Pentium-совместимый) с тактовой частотой 133 МГц или выше.
Монитор VGA или монитор с более высоким разрешением
Клавиатура Стандартная
Жесткие диски Жесткий диск объемом от 1 Гбайт, с объемом свободного пространства не менее 200 Кбайт

Минимальные требования к программным ресурсам:

Наличие Flash-проигрывателя не ниже 6 версии.

Источники информации:

  1. Демо-версии ЕГЭ по информатике 2004-2009 гг.
  2. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ ИНФОРМАТИКА. 2-е издание – Спб.: БХВ-Петербург, 2009
  3. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ ИНФОРМАТИКА.– Спб.: БХВ-Петербург, 2007
  4. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008

Описание методов решения задач можно найти:

  1. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=85737&lib_no=86475&tmpl=lib – Разделы библиотеки – ЕГЭ по информатике: сложные вопросы – Разбор заданий демо-версий. Ровнягина Л.В. Решение заданий части А и В демо-варианта ЕГЭ по информатике 2009 год. Предложен подробный разбор и решение заданий частей А и В демонстрационного варианта ЕГЭ по информатике за 2009 год. Каждое задание снабжено комментарием к нему. Удобен для самостоятельного разбора учащимися и начинающими учителями.
  2. Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П. Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие, 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.
  3. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm – публикация материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике
  4. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов. – СПб.: Тригон, 2008. – 120 с.