Интегрированный урок "Чарующие краски под музыку А.Вивальди". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель:

Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; гармоничное сочетание одних и тех же чувств посредством музыки и изобразительным искусством на примере творчества А.Вивальди и С. Щедрина.

Задачи:

  • Воспитание чуткого взаимопонимания произведений великого русского художника Щедрина и итальянского композитора А.Вивальди
  • Формирование умений анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией
  • Расширение кругозора, развитие ассоциативного мышления, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге

Оборудование:

  1. Выставка "Музыка и живопись"
  2. Репродукция картин С.Щедрина
  3. Портрет композитора А.Вивальди.
  4. Работы учащихся
  5. Синтезатор

Музыкальный репертуар:

  1. CD запись А.Вивальди "Времена года”.
  2. Песня “Дарите музыку” муз. Е. Сокольской, ст. В. Степанова

Методы:

Беседа, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Приветствие
  3. Актуализация
  4. Объяснение материала
  5. "Физкультминутка"
  6. Анализ работ учащихся
  7. Исполнение песни
  8. Подведение итогов, выводы

Ход урока

"Музыка – сестра живописи,
Музыка ближе всего к природе"
К.Дебюсси

Учитель музыки.

Музыкальное приветствие.

Каждая эпоха оставляет свои памятники – произведения, образы, сюжеты. В них находит воплощение то характерное, в чем с наибольшей силой проявил себя дух времени: идеалы и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Музыка, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, сама научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные оттенки выражений – портретные и пейзажные характеристики, цвета и цветовые сочетания. Она проникла в “душу даже неодушевленных предметов – деревьев и облаков, озер и рек, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших “обитателей мира”.

Природа сама музыкальна. Она наполнена различными звуками – это шум весенней листвы, журчание ручейка, пение птиц. Свои музыкальные мысли композиторы черпают у природы.

Учитель ИЗО.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему.

Многие художники именно пейзажу посвятили все свое творчество. Это пейзажисты И.Шишкин, И.Левитан, В.Поленов, А.Саврасов и многие другие. Наблюдая за природой, могли чудесно показать зрителю на своих картинах какого цвета каждое время года.

Учитель музыки.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о выдающемся итальянском композиторе 18 века Антонио Вивальди, который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы. Итак, побываем в Италии. Закрываем глаза. Страна эта находится на юге Европы, на двух крупных островах Сицилия и Сардиния. Здесь практически нет снега, зима короткая, теплая весна, яркое солнечное лето, щедрая осень. В Италии есть Средиземное море, которое играет важную роль в культурной жизни страны.

(На фоне презентации рассказ учителя ИЗО).

– Итак, ребята, Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой. Именно многие русские художники окончив Академию Художеств отправлялись на стажировку в Италию. Нам известны имена русских художников, творивших в Италии свои произведения – это Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Архип Куинджи и другие.

Представление презентации и рассказ об Антонио Вивальди учителя музыки.

Ребята, в Италии творил виртуоз 18 века А. Вивальди – скрипач и композитор. Искусство Вивальди пронизано необычными звуками. Он использовал в оркестре звучание различных инструментов и даже таких редких, как мандолина, которая считалась уличным инструментом. Вивальди придумывал красивые названия своим произведениям. К таким произведениям относятся 4 концерта знаменитого цикла "Времена года". Концерты называются "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Они прекрасно передают красоту природы, смену времен года.

Антонио Вивальди (1678-1741), итальянский композитор и скрипач, широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции 4 марта 1678года. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. В 1703году Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором в Оспедале дела Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой. В огромном наследии Вивальди – множество опер, а также духовных сочинений. Однако как современники, так и следующее поколение выше всего ставили инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди уехал из Венеции в Вену, где скончался 28 июля 1741года.

Долгое время наследие Вивальди было известно по ограниченному числу напечатанных произведений, и только в 20 веке было предпринято издание полного собрания его инструментальных опусов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов для самых разнообразных составов. Иногда, особенно в скрипичных концертах, Вивальди не может преодолеть искушение продемонстрировать растущие технические возможности инструмента, и музыкальное содержание таких сочинений не слишком богато. С другой стороны, присущее композитору острое инструментальное чутье позволяет достигать звуковых эффектов необычайной красоты, как, например, в исключительно выразительной и оригинальной медленной части концерта для четырех скрипок си минор из опуса 3 (впоследствии И.С. Бах переложил этот концерт для четырех клавиров). Часто начальные темы концертов Вивальди – энергичные, моторные, но самая сильная и привлекательная сторона его дарования – лирическая. Медленные части его сочинений, особенно скрипичных концертов, по форме подобны небольшой трехчастной оперной арии, где материал экспозиции повторяется в репризе.

Сегодня мы познакомимся с тремя концертами из четырех концертов под единым названием “Времена года”. Перед прослушиванием произведения поговорим что такое "концерт".

Учитель ИЗО.

Музыкальные звуки и краски дружат друг с другом. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку "сестрой" живописи. Музыка очень хорошо может рисовать жизнь природы, человека. Природа музыкальна, она полна звуков. Надо уметь ее слушать.

Музыка помогает нам в работе. Звуки и краски создают хорошее настроение. Звуки высокие ассоциируются со светлыми красками – белые, желтые вызывают у нас чувство нежности. Звуки низкие (басы ), наоборот вызывают в душе тревогу. Иногда музыкальные звуки соединяются по-разному, образуя разные настроения, то грустные, то нежные.

Учитель музыки.

Прикосновение музыки оживляет все, музыка сообщает предметам характер и голос, рождая ту самую гармонию мира, которую в ее звучаниях угадывали еще люди античности. Давайте, сейчас мы с вами попробуем прикоснуться к тому прекрасному, что хотел показать Вивальди в своей музыке. Мы с вами послушаем первую часть концерта для скрипки с оркестром №1 ми мажор под названием “Весна”. Прослушайте музыку и определите, какие образы возникли у вас. После окончания звучания произведения учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

Учитель ИЗО.

Ребята, вы прослушали фрагмент концерта " Весна ". Скажите, какие цвета преобладают весной?

Ответы учащихся: Цвет первой зелени желто-зеленый, цветение первых цветов – белых, розовых, голубое небо, птицы в небе.

Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

Самостоятельная работа.

Мы разобрали фрагмент концерта " Весна ". Теперь вам предстоит при помощи красок, используя мазки, пятна, линии, нарисововать свое понимание фрагмента. При рисовании не забудьте о композиции, колорите произведения.

Учитель музыки.

“Музыка – не прямое изображение, не иллюстрация картин природы. Она передает впечатление от природы в более сложных и тайных соответствиях” – считал К. Дебюсси. Эти сложные и тайные соответствия и являются главной сущностью всего, что есть в мире, – круговорота времени, очарования природы ее звуков, красок и ароматов. Продолжим прослушивание концертов серии "Времена года" Вивальди.

После весны в Италию приходит солнечное лето. Сначала прослушаем музыку, и потом вы скажете, какое лето изобразил художник в этом фрагменте – спокойную, знойную природу или какое-то явление природы. Прослушивается фрагмент "Гроза".

– Да, жаркий душный день, где слышится гроза. Музыка различна по ритмам и настроениям. Вначале музыка тихая, спокойная – исполнение скрипки, затем вступают контрабасы (внезапно ) – предвещают грозу. Постепенно музыка становится более взволнованной, усиливается шквал ветра, слышны раскаты грома, пошел дождь. Струны передают звуки дождя.

Учитель ИЗО.

Попробуем изобразить музыку с помощью акварельных красок. Какова палитра лета? Ответ: Летом присутствуют яркие цвета. Солнечных дней больше, распускаются цветы, порхают бабочки. Парусник на море. Вдруг на небе появились темные тучи, ветер надул паруса море стало не спокойным, пошел дождь.

Физкультминутка.

Учитель музыки.

Вся прелесть мира воздействует на человеческую душу, формируя ее ранние впечатления, опыт к восхищению и поэтическому восприятию. А сейчас мы прослушаем концерт №3 фа мажор “Осень” 1 часть

При прослушивании обратите внимание, как музыкальные инструменты рисуют образы осенней природы.

Учитель ИЗО.

Какие образы представились в вашем воображении? Осень. Музыка немного печальная. К струнно-смычковым инструментам добавляется клавесин и мы слышим звук дождя. (Показ инструментов через проектор). Приложение 4.

Осенью цвета чаще желтые, оранжевые, красные. Идущие дожди добавляют полоски, мазки, пятна в виде капель. Темное небо. Прослушав музыку, мы невольно грустим. Но после зимы снова придет теплая цветущая весна.

Практическая часть по фрагменту " Осень ".

Мы прослушали три времени года из серии " Времена года " А.Вивальди. Понравилась вам эта музыка? Подведем итоги выставки рисунков.

Вывод:

Музыка помогает лучше почувствовать состояние природы. Способность гармонии “очеловечить” художественный образ, придать ему глубину и объемность это ее наиболее яркая выразительная сила, которая особенно очевидно проявляется в тех произведениях, где отсутствует текст или подобная литература. Музыка и живопись – это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.

Исполнение песни:

“Дарите музыку” муз. Е. Сокольской, стихи В. Степанова.

Спасибо, ребята, что вы хорошо сегодня работали.

Урок окончен. До свидания.

Дети выходят из класса под музыку Вивальди. Приложениие 6. Приложение 7.

Приложение1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 5.