Метод проектов как способ повышения мотивации при обучении говорению

Разделы: Иностранные языки


В последние годы наблюдаются существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков: стали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными фирмами и предприятиями, школами, ВУЗами, развиваются совместные образовательные программы по обмену школьниками и педагогами.

В связи с этим, основной целью в обучении иностранному языку является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения между людьми, т. е. развитие навыков общения.

Наблюдения за учебным процессом позволило выделить ряд трудностей, которые препятствуют успешному проведению уроков говорения на английском языке.

– Ученики стесняются говорить на ИЯ, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.

Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.

– У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.

Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока.

Прежде всего учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языком. Поэтому перед учителями иностранного языка стоит проблема поддержания устойчивого интереса к предмету и мотивации учащихся на его изучение.

Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Рассмотрим последовательность работы над проектом на примере группового проекта “My dream school”, который можно выполнить по теме “School”

1 Этап. Начинание.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. На первом же уроке при проведении речевой разминки учитель подводит детей к постановке проблемы вопросами:

– Do you like to go to school?

– How many lessons have you every day?

– What is your favourite subject at school?

– What do you do after school?

– Do you wear a uniform at school?

Учитель объясняет, что в этом разделе ребята познакомятся с жизнью школьников за рубежом. А также им предстоит изучить системы образования в других странах и решить какая же школа самая лучшая. Учитель объявляет тему проекта “My dream School” Учитель предлагает разделиться на творческие группы для работы над проектами.

2 этап. Планирование.

Учащиеся изучают материал, предложенный в учебнике, выполняют коммуникативные упражнения. Таким образом, они знакомятся с системой образования в Соединенном Королевстве, беседуют о школьных предметах, внеклассных занятиях, тестировании и системе оценок. Учитель направляет речевую деятельность учащихся, задавая им проблемные вопросы, сравнивая со школой, в которой они учатся; ребята выясняют преимущества и недостатки школьной жизни в Англии и в России. Идет активный процесс усвоения лексики. Учителю рекомендуется продумывать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения на иностранном языке и возросли количественные и качественные показатели их речи.

3 этап. Принятие решения.

Ребята активно анализируют полученную информацию, учитель предлагает новые источники информации. Это могут быть тексты, диалоги, видео и аудио тексты. Здесь же участники группы намечают план решения проблемы, готовят эскиз будущего проекта. При обсуждаются требования к выполнению, защите и параметры оценки проектов.

4 этап. Выполнение проекта.

Для этого может быть выделен отдельный урок, где класс превращается в творческую мастерскую. Учитель дает необходимую консультацию, советует. Учитель предлагает закончить проекты дома.

5 этап. Оценка результатов.

На данном этапе проекты помещаются на выставку и происходит предварительный анализ проделанной работы, советы по организации защиты. Каждый ученик должен четко представлять как он будет защищать свой проект.

6 этап Защита проектов.

Для этого лучше подойдут спаренные уроки или можно проводить защиту проекта после уроков. Не должно быть спешки, суеты. Каждая группа готовит сообщение по своему проекту (5-10 минут по плану). Каждая группа вправе сама решить, какую форму презентации она изберет. Учащиеся могут подготовить диалоги в парах или сообщение (монолог). После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Нужно определить правила проведения дискуссии, группам предлагается подготовить вопросы по теме проекта. При подведении итогов нужно отметить каждый проект. Можно определить номинации на самый смелый, самый интересный, самый творческий, самый красивый проект. За работу над проектом учащимся выставлялись две отметки. Одна за сам проект, а вторую учащиеся получали при защите проекта. В ходе работы над проектом учителем создавались условия, необходимые для формирования речевых навыков: прогнозировались возможные речевые и неречевые действия учащихся, продумывались речемыслительные задачи, проблемные вопросы и речевые ситуации, способные активизировать коммуникативную активность учащихся, создать потребность в общении. Наряду с формированием языковых и речевых умений учащихся происходило обучение стратегии и тактике группового общения, то есть тем коммуникативным шагам, которые научили бы учеников высказываться логично, связно, продуктивно. Большое значение имело при этом обучение коммуникативным речевым штампам (I think…; I am sure…;I’m agree…; As for me …;est.). Необходимо поощрять речевую активность учащихся. В классе должна быть создана дружеская атмосфера общения, атмосфера поддержки и взаимопонимания. Для диагностики роста речевых умений и качественных показателей речи учащихся была использована диагностическая карта учащегося, которую сам учащийся и учитель заполняли после завершения работы над каждым проектом. (Приложение 4) Речевые умения были оценены по 5 критериям в трехбалльной системе. Путем суммирования баллов выявлялись следующие уровни коммуникативной активности:

10-16 – низкий
17-23 – средний
24-30 – высокий

При оценке проектов необходимо учесть множество аспектов, поэтому часто этот вопрос вызывает проблему.(3)

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – педагогический эффект от включения школьников в добывание знаний и их применение. Второй – реально полученный продукт (проект). Понятно, что в таком случае обычная пятибалльная шкала не подходит. Возможно применение рейтинговой оценки (баллы могут проставляться как учителем, так и учащимися), где основными критериями являются интеллектуальная активность, умение работать в команде, уровень самостоятельности, качество оформления, актуальность, новизна предлагаемых решений и так далее. Для этого можно использовать следующую таблицу.(7)

  Защита Процесс проектирования
  Достигн. рез-т (из 15б) Оформление (из 15 б) Представление (из 15 б) Ответы на вопросы (из 15 б) Интел. Активн.(из 10б) Творчество (из10б) Практ. деят-ть (из 10б) Работа в кол-ве(из10б)
Самооценка                
Педагог                
Коллеги по классу                

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом здесь как при обучении в сотрудничестве оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если потребуется ( но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами внешняя оценка проекта (как промежуточная так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы, в зависимости от множества факторов.

Параметры внешней оценки проекта:

– значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

– корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

– коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

– характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

– необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

– привлечение знаний из других областей;

– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

– эстетика оформления результатов проведенного проекта;

– умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов

Умение пользоваться методом проектов— показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников (1)

Работаю над применении технологии “Метод проектов” несколько лет. Была проведена исследовательская работа по данной теме. Метод проектов как способ повышения мотивации при обучении говорению на уроках английского языка в средней школе (Приложения 2, Приложение 8). Результатом исследовательской работы стала поурочная методическая разработка “Развитие навыков диалогической и монологической речи через проектную методику по учебнику Happy English.ru для 7 класса (автор Кауфман К.И.)” Проекты:

1. “Camping” (Приложение 3)

2. “Nothing is forever. (Приложение 4)

3. “School”, “English school” (Приложения 5, Приложение 7)

4. “Friends” (Приложение 6)

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования\ ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  2. О.С. Круглова. Технология проектного обучения // Завуч. – 1999. – №6.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта//Технологическое образование.-1929.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2001. – №1.
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ.– 2000 г. – № 2, 3 97. – №1.
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2005.
  7. И. Чечиль. Метод проектов. // Директор школы. – 1998. – №3-4.

Приложение 1