Урок социально-бытовой ориентировки в 5-м классе по теме "Практическая работа. Приготовление окрошки"

Разделы: Технология


Цель: способствовать формированию навыков нарезки сырых и вареных овощей, приготовления холодных супов.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить с первичной обработкой продуктов для приготовления холодных супов, некоторыми простыми формами нарезки продуктов;
  • способствовать формированию правильных приемов работы режущими инструментами при нарезке сырых и вареных овощей, мясных продуктов;
  • учить строго, соблюдать правила пользования режущими инструментами.

2. Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности детей;
  • развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности;
  • способствовать развитию речи учащихся путем введения в их активный словарь новых слов и понятий, связанных с темой урока;
  • развивать пространственную ориентацию.

3. Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к выполнению практической работы;
  • способствовать развитию самостоятельности, аккуратности, бережливости при выполнении практической работы;
  • способствовать развитию умения экономного расхода продуктов, соблюдения санитарно-гигиенических норм;
  • способствовать формированию эстетического вкуса.

Основные термины и понятия:

  • окрошка, холодный суп;
  • формы нарезки продуктов: ломтики, соломка, кружочек, брусочек, кубики;
  • инструменты и приспособления: нож, разделочная доска.

Оборудование и материалы:

  • для практической работы: посуда и инвентарь: ножи ОС, ОВ, тарелки столовые глубокие, доски разделочные ОС, ОВ;
  • для теоретической части урока: презентация «Окрошка».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, дневник, спецодежда).

Рапорт дежурного. (Дежурный называет отсутствующих в классе.)

- Какое сегодня число, месяц, год? (27 января 2010 года.)

- Какой урок по счету? (Пятый.)

- Назовите предмет. (Социально-бытовая ориентировка.)

2. Актуализация знаний. Введение в тему.

Ребус: ок(но) ро(ма)шка.

(Учащиеся разгадывают ребус.)

3. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: «Практическая работа. Приготовление окрошки».

Сегодня мы познакомимся с правилами и последовательностью приготовления окрошки. Научимся нарезать сырые и вареные овощи, другие продукты для приготовления холодного супа – окрошки. Полученные на уроке знания и умения необходимы вам для самостоятельного приготовления блюда.

4. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений.

1) Рассказ учителя, демонстрация слайдов (Приложение).

В жаркие летние дни на смену наваристым борщам, щам, рассольникам приходят холодные супы. У них приятный освежающий вкус и аромат.

Окрошку готовят на хлебном квасе, свекольном отваре. В настоящее время их иногда заменяют кефиром, разбавленным наполовину холодной кипячёной водой.

Для приготовления окрошки нужны продукты: варёный картофель, мясо (колбаса), лук зеленый, огурцы, редис, яйца, сахар, соль, сметана, квас (кефир).

Все продукты должны быть свежими.

Картофель перед приготовлением окрошки отваривают. Отваривать нужно в кожице, в ней же нужно охлаждать, затем очищать.

Яйца варят вкрутую, очищают, отделяют белки.

Лук, огурцы, редис промывают.

2) Чтение рецепта приготовления окрошки.

Мясо (колбасу), огурцы, отварной картофель, белок яйца нарезать мелкими кубиками. Редис нарезать соломкой. Лук нашинковать, перетереть с солью, сахаром, желтками яиц, развести квасом. Соединить подготовленные продукты, посолить по вкусу, разложить в тарелки, залить квасом. Добавить по столовой ложке сметаны, посыпать зеленью.

3) Знакомство с технологической картой (Приложение 1), распределение работы.

4) Анализ условий труда.

Чтобы во время работы вы не получили травму необходимо строго соблюдать правила безопасности при работе с ножом и приспособлениями

Назовите эти правила.

  1. Передавать нож только ручкой вперед.
  2. Правильно пользоваться ножом.
  3. При работе нельзя поднимать нож над разделочной доской.

Правильная организация рабочего места: на рабочий стол кладут разделочную доску, справа нож.

5. Практическая работа.

Проведение практической работы (проводится в помещении для приготовления пищи).

(Учащиеся моют руки, надевают спецодежду.)

1) Ознакомление с объектом работы.

2) Фронтальный показ приема работы ножом.

(Учащиеся наблюдают за приемами работы ножом.)

  • Составные части ножа (ручка, лезвие).
  • Правильное держание ножа, размещение на разделочной доске продуктов.
  • Положение левой руки, держащей продукт.
  • Рабочая поза и движение правой руки с ножом во время резания.
  • Показ приема нарезки продуктов (во время показа обратить внимание на безопасное положение рук, направление движения ножа таким образом, чтобы избежать травм, а также обратить внимание на экономную и аккуратную нарезку продукта).

3) Практическая работа. Нарезка продуктов для окрошки.

(Учащиеся занимают рабочие места. Получают задания. Выполняют нарезку продуктов.)

4) Оценка качества выполненной работы.

(Учащиеся рассказывают о выполненной работе. Оценивают себя.)

5) Сервировка стола. Дегустация блюда.

6) Уборка рабочих мест.

(Дежурные моют посуду, инструменты, рабочий стол, мойку.)

7. Подведение итогов.

1) Беседа с учащимися:

  • Что сегодня узнали нового?
  • Что научились делать?
  • Какие виды нарезки продуктов запомнили?
  • Какие инструменты и приспособления использовали для нарезки продуктов?

2) Оценивание ответов и участия, учащихся в уроке, комментирование оценок.

8. Домашнее задание.

Помочь родителям в приготовлении пищи. Выполнить нарезку необходимых продуктов под присмотром родителей.

9. Подготовка к перемене.

Беседа о правилах поведения на перемене.