Внеклассное занятие по теме "Устное народное творчество" (5-й класс) "Сказка ложь, да в ней намек…"

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: закрепить представления учащихся о видах устного народного творчества.

Задачи:

  1.  Повторить основные виды устного народного творчества.
  2.  Привить интерес учащихся к основным видам устного народного творчества.
  3.  Познакомиться с элементами устного народного творчества посредством театрализации.

Ход занятия

  1. Встречи в русской горнице.
  2. Вспоминаем потешки, пословицы, поговорки.
  3. Беседа о русских сказках.
  4. Встречи со сказочными героями.
  5. Народные игры и песни.
  6. Заключение. Чаепитие.

Форма проведения: встреча в горнице.

Класс украшен по типу русской избы. Картинки из русских сказок.
Накрыт стол. На столе самовар. Песни исполняются под гармонь.
Фонограмма русских народных песен.
Звучит мелодия русской народной песни

Хозяйка:

В гости добрых людей зазываем,
На посиделки приглашаем,
Приходите к нам скорей,
Ждем желанных гостей!

(Входят гости с подарками.)

Хозяйка. Садитесь рядком, пусть речи ваши станут медком!

1-й гость. Мы пришли не с пустыми руками: принесли с собой потеплей, что творят насмешки.

2-й гость:

На горе стоит корова,
Круторогие рога,
Я колпак надену снова
И пойду плясать сюда.

3-й гость:

Дорогой дружок Егорка,
С вечера проказит –
Поругался он с друзьями –
Вот кака оказия!

1-й гость:

Выйду я на вольну речку,
И увижу там овечку,
А за ней барашка –
Вот так незадачка.

Хозяйка (кланяется). Проходите, гости дорогие!

(Входят гости, поют частушки.)

1-й гость:

Веселись, честной народ!
Гости собираются,
Напекла блинов хозяйка,
Чтобы нам понравится!

2-й гость:

Ехал Ваня в гости к нам,
На гнедой кобыле,
Как увидел он девчат,
Стал как лошадь в мыле!

3-й гость:

На вокзале, в третьем зале
Пассажиры спали –
Не заметили они,
Как багаж украли!

Хозяйка:

Проходите, гости дорогие!

Садитесь рядком, ешьте с медком!

Да слушайте, чтоб жизнь у вас стала гладкой, загадаю вам загадки.

Белое покрывало на земле лежало – тепло пришло,

Все прошло. (Снег.)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз.)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Хлеба горбушка висит над избушкой. (Месяц.)

Хозяйка. А как называется раздел, где изучают поговорки, потешки, загадки? (Дети отвечают.)

Хозяйка. Верно! Устное народное творчество. Чтоб вы не скучали, я предлагаю вам проявить чудеса ловкости и сыграть в игру “Поставь горшочек в печь”. Выходи, кто ловок и силен. (Идет игра.) (Стук в дверь.) А сейчас посмотрим сказку...

Хозяйка:

Кто пришел к нам сейчас?
В этот поздний час!

Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать, да отдохнуть с дороги, а то устали ноги! Хозяйка:

Что ж служивый, угостить мне тебя нечем,

Хоть на улице и вечер: в доме нет ни крошки хлеба,

Голодна сама с обеда!

Солдат:

Это горе – не беда,
Ты, хозяйка, не горюй,
А топор неси скорей,
Из сеней!
А заодно воды с крупой,
Чтобы был бульон густой!

Хозяйка. На бери, да поскорей вари! (Подает котелок, крупу.)

(Солдат опускает топор в котелок, кладет крупу, лавровый лист.)

Солдат:

Вот и каша подоспела, а теперь пора за дело,
Ты бери, хозяйка, ложку,
Отведай-ка, каши немножко!

Хозяйка (пробует):

Да на славу угощенье,
Вкусна каша без сомнения!
Вот солдат, перехитрил хозяйку.

– Ребята, а к какому разделу литературы мы можем отнести русские народные сказки?

(Дети отвечают.)

Хозяйка. Верно. Итак, ребята, что мы сегодня повторили на нашем занятии?

(Дети отвечают.)

Хозяйка. В заключение нашей встречи послушаем песню “Ах, пчелочка златая”...

Гости. Спасибо за угощение! До свидания!