Урок по теме "Односоставное предложение". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Способность критически мыслить должна быть развита в каждом современном человеке.

Миссия воспитывать таких людей возложена на современную школу. В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Один из идеологов этой программы Дэвид Клустер определил 5 особенностей критического мышления [Приложение к газете "Первое сентября" "Русский язык" №9 2009]:

  1. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
  2. Информация становится отправным пунктом критического мышления и не является его конечной целью.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной и веской аргументации.
  5. Всякая мысль оттачивается, если ей поделиться с другими.

Моя разработка является примером применения технологии РКМЧП на уроке русского языка.

Это урок изучения нового, где я на соответствующих этапах использую приемы

"Верные и неверные утверждения", "Инсерт", "Составление кластеров"

Цели урока:

  • сформировать понятие об односоставных предложениях;
  • развивать умение грамотно работать с информацией (анализировать, структурировать)
  • воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве

Ход урока

I. Актуализация знаний и выход к теме.

1. Запись под диктовку: Труд человека кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2. Проверка написанного по записям на доске

- Что объединяет эти предложения?

- Чем отличается 3 предложение от 1 и 2?

- А как называются такие предложения?

3. Формулировка темы урока. Эмоциональный настрой на работу(связан с пословицами о труде)

II. Изучение нового с применением технологии РКМЧП.

1.Стадия вызова. Целеполагание.

Использование приема "Верные и неверные утверждения" (Приложение 1)

Ознакомьтесь с этими утверждениями и отметьте верные

Обсудите их в паре и оставьте те, с которыми согласны оба, а рядом с сомнительными поставьте "?"

Несколько пар заслушиваем, остальные дополняют. Каждый ставит свои задачи на урок, исходя из собственного дефицита знаний.

2.Стадия осмысления. Прием "Инсерт" (Маркировка текста)

Прочитайте текст (Приложение 1) и сделайте пометки карандашом:

Ъ - это я знал

+ - новая информация

- - я думал иначе

? - непонятная информация

Содержание текста полностью соответствует той структуре, которая была задана на стадии вызова.

Сверьте информацию из текста с "Верными и неверными утверждениями"

3. Стадия рефлексии. Прием "Кластер"

Обменяемся мнениями:

- Какая информация подтвердилась?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация не подтвердилась?

- Что вызвало вопросы?

Уверена, недопонятая информация разъяснится на следующих уроках.

Составим кластер (Приложение 3)

Один из учащихся работает у доски, а остальные в тетрадях.

Кластер озвучивается

III. Закрепление.

1. Упр. 114 (по учебнику)

- Что нужно сделать?

- Чему учимся в ходе выполнения упражнения? (Учимся различать двусоставные и односоставные предложения. Пробуем определить вид односоставного. Пользуемся кластером)

2. Третье лишнее: Умом торговать, а без ума горевать. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Когда станешь пахать, будешь и богат.

Найдите третье лишнее

Сделайте вывод (Делается вывод о том, что обобщенно-личные предложения нужно отличать от безличных)

3. Творческое: Используя одну из пословиц в качестве темы, составить небольшой текст с односоставными предложениями

4. Домашнее задание: Из художественной литературы выписать односоставные предложения или упр. 117 (д/з дается вариативное)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Возвращение к кластеру.

Кластер еще раз озвучивается

Возвращение к задачам

- Разрешились ли задачи, поставленные на урок?

Если нет, то ничего страшного. На следующем уроке продолжим изучение видов односоставных предложений.