Роль Управляющего совета МОУ СОШ № 1 им. А. П. Гайдара

Разделы: Администрирование школы


Цель создания Управляющего совета: Повышение общественного статуса школы через создание имиджа демократического образовательного учреждения, ориентированного на нужды общества.

Роль Управляющего совета в школе:

  1. Стратегическая – разработка стратегии развития школы, определения целей и политики.
  2. Ресурсная – создание и использование механизмов, привлечение дополнительных ресурсов и участия в финансово-хозяйственной деятельности.
  3. Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и в финансовых вопросах.
  4. Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса.

Основными задачами Управляющего совета являются

  • Определение основных направлений развития образовательного учреждения.
  • Внедрение новаций и расширения спектра образовательных услуг.
  • Повышение эффективности финансово-экономической деятельности, стимулирование труда работников общеобразовательного учреждения.
  • Создание оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.
  • Контроль над соблюдением условий обучения и воспитания, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.

В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы. Другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства Управляющих советов и предполагают профессиональный характер их действий.

Управляющий совет школы был избран на общешкольной родительской конференции.

В состав совета входит 7 человек: 3 родителя, 3 педагога, директор школы и представитель учредителя.

Издан приказ об утверждении Управляющего совета и его составе.

Утвержден регламент Управляющего совета.

Создана нормативная база:

  1. Положение об Управляющего Совета.
  2. Положение о стимулировании работников МОУ «СОШ №1» и индикативно-рейтинговая карта профессиональной деятельности работников школы.
  3. Положение о введении в Управляющего совета новых членов без проведения процедуры дополнительного голосования.
  4. Положение о комиссиях Управляющего совета.
    Работая над новой редакцией Устава школы, были внесены изменения в части, касающейся управления образовательным учреждением и локальной нормативной базой. В раздел V Устава школы внесены дополнения по созданию УС как органа самоуправления.
    Созданы и работают три комиссии:
    • Организационно-педагогическая;
    • Финансово-хозяйственная;
    • Социально-правовая.

Определены функции каждой комиссии.

  1. Составлен план работы Управляющего совета.
  2. Заведены папки:
  • Рекомендации, приказы, информация об Управляющего совета;
  • Нормативно-правовая база;
  • Протоколы заседаний Управляющего совета.
  • Стимулирующий фонд (где собраны таблицы по результатам деятельности работников школы, в которых отражено количество баллов, набранные членами коллектива). Результат стимулирования в денежном весе.
  • Приказы по распределению стимулирующего фонда пишутся в книге приказов.
  1. На школьном сайте создана страница Управляющего совета, на которой расположена информация о работе Управляющего совета.
  2. Заседание УС по распределению стимулирующего фонда проходит ежемесячно.

Схема управления школой при государственно-общественном управлении:

Определены следующие направления развития Управляющего совета школы:

  • Реализации программы развития образовательного учреждения.
  • Взаимодействие с органами местного самоуправления.
  • Взаимодействие с родительской общественностью.

На заседании УС решили проводить заседания один раз в три месяца, фактически мы стали встречаться чаще, по мере того, как возникали различные вопросы.

Проводился ремонт школы – члены совета наблюдали за его ходом, при возникновении проблем старались решить этот вопрос, чтобы видимая недоделка была устранена.

Проводились проверки и работы столовой: проверялось качество пищи, санитарное состояние, наличие журналов, суточных проб.

Осмотрен был медпункт. Даны советы фельдшеру по оформлению медпункта, снабдили плакатами по санитарному просвещению, доформировали медицинские аптечки школы.

Особое внимание уделяем распределению стимулирующего фонда работников школы. Внедрение новой системы оплаты труда учителей предусматривает выделение в фонде оплаты их труда стимулирующей части, выплаты из которых осуществляются за результативность и качество труда педагогов.

Из чего складывается результативность, ведь это не только вложение знаний в ученика, но и работа по дополнительному образованию школы: работа Научного общества учащихся «Эврика», работают кружки и секции, участие учеников и учителей в конкурсах, грантах, различного уровня. За свою работу учителя поощряются из стимулирующего фонда.

Порядок распределения стимулирующих выплат педагогов определяется положением о распределении стимулирующей части фонды оплаты труда и регламентом участия Совета в распределении стимулирующей части оплаты труда.

В нашей школе это происходит так: администрация школы представляет Совету на согласование предложения о распределении стимулирующей части в виде информации, содержащей следующие разделы:

  1. Структура фонда оплаты труда на данный период (общий объем, базовая часть, стимулирующая часть);
  2. Предложения по минимальному количеству баллов, набранных работниками школы, начиная с которого устанавливается надбавка или предложение по «группам стимулирования» (количество баллов (от и до), количество педагогов, объем стимулирования).
  3. Денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности членов коллектива умножается на количество набранных баллов.
  4. Составляется список членов коллектива с указанием количества баллов, а также с указанием объемов стимулирования.

Совет согласовывает предложения администрации и вносит рекомендации по их изменению и дополнению. Создана специальная комиссия по распределению стимулирующего фонда, в которую входит руководитель школы, члены управляющего совета, представитель учредителя.

Управляющий Совет школы согласовывает и утверждает решение о распределении стимулирующих выплат. Данное решение доводится до каждого члена коллектива. Создана папка, где находятся таблицы результатов деятельности коллектива.

Таким образом, новая система оплаты позитивно влияет на образовательный процесс школы: при том же количестве часов повысилась зарплата педагогов; повысилась активность педагогов в урочной и внеурочной деятельности; увеличилась количество учащихся и педагогов, участвующих в конкурсах.

Но помимо этого возникают вопросы в работе Управляющего Совета:

Возникла необходимость совместной учебы членов управляющего совета и администрации школы по государственно-общественному характеру управления.

Далее – где взять такое количество заинтересованных, знающих специалистов, готовых работать ради детей, ради образования на общественных началах? К тому же юридически отвечать за свою работу? Здесь можно привлечь бывших выпускников, которые проявляют себя как общественники, учителя-пенсионеры, родители школьников, разбирающиеся в финансах, строительстве и т.д.;

Где взять средства на воплощение хороших идей в жизнь. Это и есть конструктивный подход к управлению школой через образовательные инициативы, ведь, как говорится, каждая инициатива хороша, когда подкреплена материально.

Финансово экономическая деятельность школы включает в себя бюджетное и внебюджетное финансирование. Здесь нужно чётко представлять себе, что сегодня государство финансирует, а на что не выделяет денег, на что будет необходимо искать внебюджетные средства.

Как привлечь в школы эти средства - трудная задача. Здесь есть несколько источников:

1. Платные дополнительные образовательные услуги. Управляющие советы должны отслеживать соотношение цена/качество услуги, тщательно проводить мониторинг качества дополнительного образования. Здесь ещё важно помнить о социальной ответственности, т.е. обеспечивать возможностью получать дополнительное образование и детям из малообеспеченных семей. Кто из какой семьи в школе - такой информацией должен владеть социальный педагог.

Например, в нашей школе платные дополнительные образовательные услуги включены в общее расписание занятий, т.е. удобно и ученикам, и учителям, рационально используются кабинеты и время. За каждым направлением закреплен определенный комплекс образовательных услуг.

2. Гранты, призовые деньги от участия в различных конкурсах. Администрация нашей школы, например, старается участвовать во всевозможных конкурсах, это не только работает на доброе имя школы, но и даёт реальные призовые деньги.

Все эти мероприятия содействуют созданию в общеобразовательной организации оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.

А главная проблема: где взять активных родителей?

Здесь можем предложить следующие шаги:

Наша школа информирует родителей о происходящих изменениях в системе управления образованием, постоянно держим родителей в курсе школьной жизни, школьных проблем, освещаем школьные проекты, требующие родительской материальной помощи.

Для этого ежегодно проводится общешкольная родительская конференция с отчетом о проделанной работе, общешкольные родительские собрания, публикации в СМИ, информирование через школьный сайт. Такая работа строится на основе сотворчества учеников, родителей, учителей.

Важно растить родителей: не терять связи с выпускниками, отслеживать их жизненный путь, гордиться их достижениями (на сайте школы можно разместить списки выпускников, организовывать вечера встреч и т.д.). При таком отношении больше вероятности, что бывший выпускник приведет своих детей в "родную" школу и захочет поддерживать и развивать школьные традиции.

Нельзя забывать поощрять, благодарить принимающих участие в жизни школы родителей, представителей общественности независимо от того, много или мало было сделано. Деятельность по оказанию помощи школе должна стать почетной в глазах общественности".

Родители и общественность с учителями и детьми должны совместно решать важнейшие вопросы деятельности образовательного учреждения.

В работе еще пока мешает инертность мышления и нерешительность некоторых участников образовательного процесса существующей уже много лет системы образования, но наша школа стремительно меняется. И поэтому, создание управляющего совета должно стать одной из тех новаций, которая будет востребована обществом – общество должно её понять и осознать. Надо пробовать любые пути для совершенствования системы образования, какими тернистыми не казались бы они на первый взгляд.

Ожидаемые результаты

  1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей и представителей общественности в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единого образовательного пространства.
  2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей и представителей общественности, вовлечение их в педагогическое самообразование, участие в управлении школой
  3. Привлечение общественных управляющих к непосредственной творческой деятельности с детьми и к организации совместной досуговой деятельности
  4. Привлечение разных категорий граждан к государственно-общественному управлению.

Если рассматривать вопрос о значимости Управляющего совета в жизни образовательного учреждения на современном этапе развития государства и образования, то стоит заметить, что решающих изменений такая форма государственно-общественного управления не дает. Но, тем не менее, школа должна стать более открытой. Интерес к ее жизни, проблемам, достижениям должен наблюдаться и со стороны родителей, и со стороны поселковой общественности, и учредителя. Планируется более частое появление информации в СМИ, на школьном сайте о школьных делах.

Думаем, что идея создания управляющего совета должна стать одной из тех новаций, которая будет востребована обществом – общество должно её понять и осознать. Надо пробовать любые пути для совершенствования системы образования, какими тернистыми ни казались бы они на первый взгляд.

Приложение