Правописание приставок

Разделы: Русский язык


Цели для учителя:

  • Познакомить учащихся с правилами написания приставок на З.- и С. -
  • Отработать навык образования новых слов при помощи приставок.
  • Формировать орфографическую зоркость, прививать любовь к родному языку.

Цели для учащихся:

  • Повторить сведения о приставках, полученные в начальной школе.
  • Знать правила о правописании приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  • Уметь применять изученный материал на практике.
  • Формы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

Я расскажу вам сказку о празднике в городе Слованске.

В честь прекрасного события, дня рождения города Слованска, на площади состоялся праздничный концерт мастеров искусств.

Мощный луч прожектора освещал сцену. Начала программу семья безударных гласных. Она с большим чувством спела песню "Ударенье - лучший друг ученья". Проверяемые и непроверяемые согласные по просьбам зрителей исполнили на скрипках грустный полонез. Малыш мягкий знак чудесно станцевал польку - бабочку с существительными третьего склонения.

Гвоздем программы стало выступление приставок - барабанщиц. Они очень любимы народом, т. к. выполняют очень важную роль.

-Какую роль, ребята? (образуют новые слова)

-Правильно, ребята! А почему приставки называют значимыми частями слова?

-Каждая приставка имеет свое значение.

-Конечно. Мы даже можем разговаривать приставками. Давайте попробуем!

Игра с приставками.

-Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову их приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В -! Что вы сделаете?

-Включим телевизор.

-А если я скажу: "пере"?

-Переключим на другую программу.

-Вы-?

-Выключим.

-Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: При - ?

-Придвинем стулья.

-А если я скажу: Ото-?

-Тогда отодвинемся.

-Какой вывод можно сделать из этой игры?

- Каждая приставка несет определенный смысл.

-Правильно, ребята.

- А теперь давайте от слова "бежать" при помощи приставок образуем как можно больше слов.

Убежать, отбежать, забежать, вбежать, перебежать, сбежать, побежать, подбежать, добежать, обежать, пробежать.

(Дети записывают слова на доске и в тетрадях).

-Что вы помните о написании этих приставок?

- Эти приставки пишутся традиционно, одинаково, не зависят от произношения.

Объяснение нового.

-Вернемся на праздник в Слованск. Необыкновенное восхищение вызвали иллюзионисты, которые ловко меняли з и с на конце некоторых приставок. Зрители никак не могли понять, как это им удается. Но мы с вами должны разгадать этот фокус и понять, когда на конце приставок: раз -, рас-; из-, ис-; воз-, вос-; вз-, вс-; без -,бес-. пишется буква с, а когда буква з. Посмотрите на слова, записанные в два столбика, и попытайтесь выявить закономерность.

1 слайд (по щелчку).

Ребята выявляют закономерность написания з, с на конце приставок, формулируют правила написания: буква с пишется перед глухими согласными, з - перед звонкими.

Закрепление материала.

Упражнение №349 из учебника.

Заменить словосочетание синонимичным, в состав которого будет входить слово с изучаемой орфограммой.

2 слайд (по щелчку).

Составьте предложение с записанными словосочетаниями: 1 вариант - бесконечная дорога.

2 вариант - безводное пространство.3 вариант - безветренная погода.

Выборочный распределительный диктант. Самостоятельная работа.

Из предложений выписать слова с буквами з, с на конце приставок, распределяя их по двум колонкам:

С - на конце приставок З - на конце приставок

Ласковое слово и камень растопит. Беспорядочный человек не проживет в добре век. Бездонную бочку водой не наполнишь. Мальчику хотелось расспросить о многом. Всходы - это ростки хлебных злаков. Беспокойство охватило всех присутствующих. С высокой трибуны было зачитано воззвание к избирателям.

3 слайд (по щелчку).

Учащиеся проверяют свои записи.

Подведение итогов.

-Итак, ребята, нам удалось разгадать фокус, который показали иллюзионисты на празднике в городе Слованске. Мы многому научились сегодня на уроке. Давайте подведем итоги.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Когда на конце приставок пишется з когда с)

-Что повторили? (Правописание традиционных приставок).

Домашнее задание: п.37 упр.345, 348, составить кроссворд по пройденному материалу.

Литература:

  1. Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим "Уроки русского языка в 5 классе". Москва "Просвещение" 1991 г.
  2. И.О.Родина, Т.М. Пименова "Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5-7 классы". Москва "Астрель" 2001 г.
  3. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2009.

Приложение.