Урок по теме "Отношения между понятиями"

Разделы: Информатика


Цели: составить представление об отношениях понятий:

  • “тождество”
  • “пересечение”
  • “подчинение”
  • “соподчинение”
  • “противоположность”
  • “противоречие”;

различать эти понятия.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  • Что такое “понятие”
  • Дать определение:
    “анализ”
    “синтез”
    “сравнение”
    “абстрагирование”
    “обобщение”
  • Что такое содержание понятия
  • Что такое объем понятия.

3. Теоретический материал.

При сравнении реальных объектов мы сравниваем их размеры, цвет, форму и прочее. Отношения между реально существующими объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и так далее.

Понятия тоже можно сравнивать между собой. Но, в отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера. Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Рассмотрим два понятия – “квадрат” и “прямоугольник”.

Как видно из таблицы, содержания понятий отличаются одним признаком: у квадрата длины всех сторон равны, а у прямоугольника длины противоположных сторон попарно равны.

Объем понятия “прямоугольник” больше объема понятия “квадрат”, так как все квадраты – тоже прямоугольники.

Отношения между понятиями удобно представлять кругами (такое представление называется диаграммами Эйлера–Венна).


Рис.1

Отношение “тождество”.

Если объемы понятий совпадают, другими словами, объем одного понятия равен объему другого, то отношение между этими понятиями называют тождеством.

Например, понятия “столица России” (А) и “город Москва” (В) – это тождественные понятия. Графическое представление отношения между ними будет выглядеть так:


Рис.2

Отношение “пересечение”

Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, то есть содержат общие элементы. Пусть понятие А – “электронное письмо”, В – “письмо на русском языке”. Тогда:


Рис. 3

В пересечение двух кругов попадают все электронные письма на русском языке.

Отношение “подчинение”

Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Пусть понятие А – “клавиатура”, понятие В – “устройство ввода”. Тогда:


Рис. 4

Отношение “соподчинение”

Соподчинением называется отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию. Это виды одного и того же рода. Пусть понятие А – “береста”, В – “папирус”, С – “глиняная дощечка”, П – “бумага”, Е – “магнитный диск”, Р – “носитель информации”. Здесь А, В, С, ^ и Е соподчинены Р:


Рис. 5

Отношение “противоположность”

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Пусть понятие А – “компьютер с маленькой памятью”, понятие В – “компьютер с большой памятью”. Тогда:


Рис. 6

Объемы этих двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, например, понятия “компьютер со средней памятью”.

Отношение “противоречие”

Пусть понятие А – “новый компьютер”. Тогда другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т. е. “неновый компьютер”). Круг, выражающий это отношение, делится на две части: третьего понятия между ними нет:


Рис. 7

4. Закрепление изученного материала. (Приложение.1)

Задание 1. Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак.

Понятия: веселье, весна, осень, монитор, клавиатура, грусть, стол, береза, автомобиль, диван, дерево, арбуз, гуляш, самолет.

Сравнимые понятия Общий признак
Понятие 1 Понятие 2

Задание 2. Для каждого понятия запишите противоположное и противоречивое понятия.

Понятие Противоположное понятие Противоречивое понятие
Большой дом Маленький дом Небольшой дом
Громкая речь
Высокий рост
Старый человек
Свежая информация
Кислая ягода
Темное платье
Очень веселый человек
х < 5

Задание 3. Между двумя первыми понятиями существует некоторое отношение. Между третьим и одним из четырех, приведенных ниже, – такое же (аналогичное) отношение. Найдите нужное понятие.

1) цветок – ваза = птица –

  • Клюв
  • Чайка
  • Гнездо
  • Перья

2) часы – время = градусник –

  • Стекло
  • Температура
  • Больной
  • Врач

3) стол – скатерть = пол –

  • Мебель
  • Пыль
  • Ковер
  • Паркет

4) машина – мотор = лодка –

  • Река
  • Маяк
  • Парус
  • Волна

5) глаз – зрение = нос –

  • Осязание
  • Обоняние
  • Лицо
  • Запах

6) волк – пасть = птица – клюв

  • Крыло
  • Пение
  • Воздух
  • Клюв

Домашнее задание. Письменно привести примеры понятий:

  • Тождественных
  • Пересекающихся
  • Подчиняющих и подчиненных
  • Соподчиненных.