Внеклассное мероприятие "А знаете ли вы фразеологию?"

Разделы: Русский язык


Участники: 2 ведущих, королева Фразеология, 2 команды.

Ведущий: Мы ждем встречи с гостьей из страны Русский язык – Фразеологией, которая явится к нам с минуты на минуту. (До мероприятия ребята получают загадочное письмо)

Текст письма: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Мы, жители страны Фразеология, посылаем к вам владелицу нашего государства, которая соизволила проверить вас и ваши знания о нас – фразеологизмах. Приглашаем на встречу …… Ваши друзья.

Ведущий: А пока у нас есть время, давайте вспомним фразеологизмы, которые вы знаете. (Дети называют фразеологизмы.)

(Входит Фразеология.)

Фразеология: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо? Я знаю, ребята, что вы уже гостили в моей стране. Приехала я к вам не с пустыми руками, привезла задания, которые были утверждены советом моего государства. В конце нашей встречи вам будет присвоено звание “Знатоков фразеологии”

Ведущий: Посмотрим, что нам тут приготовили (раскрывает конверт).

1 задание. Загадки-складки “Доскажи словечко”

1-й команде:

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

2-й команде:

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

1-й команде:

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….(волочили ноги).

2-й команде:

Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……(вянут).

2 задание “ Кто больше” (на время).

Придумайте как можно больше фразеологизмов со словами:

для 1-й команды – нос.

для 2-й команды – ухо.

Ведущий: Задание для зрителей “Продолжи фразеологизм”.

  1. Дрожит….(как осиновый лист).
  2. Кривить ……(душой).
  3. Мокрая……(курица).
  4. Умирающий …….(лебедь).
  5. Морочить …….(голову).
  6. Шиворот-……(навыворот).
  7. Перемывать….(косточки).
  8. Бить…. (баклуши).
  9. Попасть….(впросак).
  10. Разинув…..(рот).

Ведущий: Итак, послушаем наши команды.

Ведущий: 3 задание (на время) Ребята, вам предлагаются иллюстрации на которых изображены фразеологизмы. Нужно угадать фразеологизм и объяснить его смысл.

1-й команде иллюстрация. Ответ: сесть в калошу.

2-й команде иллюстрация. Ответ: ходить по струнке.

1-й команде. Ответ: как курица лапой.

2-й команде. Ответ: взять быка за рога.

Ведущий: 4 задание “Угадай” Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

1-й команде: хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)

2-й команде: об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)

1-й команде: чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)

2-й команде: проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)

1-й команде: о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)

2-й команде: все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)

Ведущий: 5 задание “Творческое”(на время).

Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм.

1-й команде: Прожужжал все уши.

2-й команде: Вешать лапшу на уши.

Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).

Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)

(Выступление команд.)

Ведущий: Пришло время подводить итоги игры. Слово нашей гостье Фразеологии.

(Подводятся итоги.)

Фразеология: Молодцы, ребята! Я очень довольна сегодняшней игрой, вас можно назвать истинными знатоками “Фразеологии”. Я оставляю вам ключи от моей сокровищницы, которые дают право вам пользоваться моими богатствами. Желаю вам, ребята, успехов, не забывайте фразеологизмы! Используйте их в своей речи и тогда они станут украшением вашей речи. До новых встреч!