Урок-практикум по теме "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование деятельности наблюдения обучающихся на основе их прежних представлений об окружающем мире и обобщения новых знаний об этом мире.

Задачи:

  1. Повторить термины “органы чувств”, “признаки предметов”.
  2. Опытно определять признаки предметов с помощью органов чувств.
  3. Воспитывать интерес к предмету

Ход урока

1. Повторение.

– Какие органы чувств помогают нам определять предметы по их признакам?

(Органы чувств: глаза, нос, язык, уши, кожа.)

2. Сообщение о том, что сегодня у нас урок – практикум, мы будем проводить опыты.

3. Работа по учебнику.

– Рассмотрите центральный рисунок и расскажите, что делают Маша и Миша.

(Дети проводят опыт. Маша пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить предметы.)

4. Проведение опытов.

Первый опыт. В непрозрачном мешочке находятся предметы (шишка, ключик, ручка, теннисный шарик, расческа и др.), которые дети определяют на ощупь.

Второй опыт. На учительском столе на подносе стоят стаканы с холодной и теплой водой (горячей воды быть не должно).

Третий опыт. На тарелочках семена злаков (рис, пшено, пшеница).

Обучающиеся рассказывают, что обнаружили при выполнении опытов. (Не видели предметов, но узнали их кончиками пальцев. Не знали, в каком стакане холодная вода, пока не потрогали рукой. Не видели семена, но смогли их узнать – осязать кончиками пальцев.)

Обобщение учителем: кожа человека – это его орган осязания. Он помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим. (Термины обучающиеся усваивают постепенно.)

Четвертый опыт. Пакетики с листьями смородины, укропа, дольками чеснока, зернами кофе.

Обучающиеся рассказывают о предметах, которые удалось узнать по запаху.

Обобщение учителем: нос – орган обоняния.

Пятый опыт: На тарелочках дольками нарезанные яблоки, груши, бананы. (Для опыта нужны одноразовые вилки. Проводят его с закрытыми глазами.)

Шестой опыт: В солонках крупная соль, сахарный песок, крахмал, мука. (Для опыта нужны одноразовые ложечки. Проводят его с закрытыми глазами.)

Обучающиеся рассказывают какие фрукты им удалось определить и что помог им в этом язык.

В шестом опыте работа два органа чувств. Муку и крахмал от сахара и соли можно отличить на ощупь, а сахарный песок от крупной соли, крахмал от муки можно отличить и по вкусу.

Обобщение учителем: мы определяем вкус с помощью языка.

Во время проведения опытов обучающиеся постоянно подходили к столу учителя поэтому можно физминутку не проводить.

5. Работа в тетрадях для самостоятельных работ. Выполнение задания 5. Обучающиеся рассказывают случаи из жизни, когда они узнавали что-то или кого-то в темноте.

Обобщение учителем: В темноте нам помогают два органа чувств – это обоняние и слух.

6. Игра. Ребята на слух определяют источник звука. (Например: хлопок в ладоши, перелить воду в стаканчиках, закрыть дверь, голос птиц, кошки, собаки.)

7. Работа в тетрадях для самостоятельных работ.

Выполнение задания 6–7.

8. Обобщение материала урока.

Обучающиеся рассматривают рисунки органов чувств (учебник страница 9). Учитель обобщает о функциях: глаз – орган слуха, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания, язык – орган вкуса, ухо – орган слуха. Органы чувств – верные помощники человека. Они помогают человеку видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, ощущать холод, прикосновение, боль

9. Итог урока.