Внеклассное занятие по литературному чтению "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Разделы: Начальная школа


Цели: создать условия для:

  • расширения и обобщения знаний учащихся о фактах биографии А.С. Пушкина, его творчестве;
  • развития образного мышления, воображения, творческих способностей учащихся;
  • воспитания любви к поэтическому слову, формирования интереса детей к классическому искусству.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, рисунки детей, грамоты, «медали», костюмы, шкатулка с «золотыми» орехами, портрет А.С. Пушкина, плакат с темой внеклассного занятия.

Ход занятия

(Презентация. Приложение 1). 

2 слайд: 

Учитель: Сегодня наше внеклассное занятие посвящено Александру Сергеевичу Пушкину. Эпиграфом его будут слова Федора Тютчева: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет». Посвящено оно 20… годовщине со дня рождения А.С. Пушкина, которое все культурное человечество будет отмечать 6 июня.

Надеюсь, что, благодаря этому уроку, вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться волшебными строками его произведений.

Говорить об Александре Сергеевиче трудно. Ведь его произведения сопровождают нас с раннего детства. Можно сказать, что Пушкин – это живая душа нашего народа. Он заполняет собой наше воображение.

Кто же такой Пушкин?

(Стихотворение П. Антокольского.)

Ученик: Павел Антокольский. «Пушкин».

Ученик.

Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.

Ученик.

Это имя – на то и дано нам
И оно никогда не мало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.

Ученик.

Это имя – подростка смешного,
Что свечу до полуночи жег
И строчил, и вычеркивал слово –
Свой веселый сигнальный рожок.

Ученик.

Это имя – веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.

Ученик.

Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Пробуждение в дальней дороге, –
И встают – первый раз наяву –
Горных кряжей клинки и отроги,
Убегающие в синеву.

Ученик.

Это имя сквозь белые ночи
Всех бессонных касается вех,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.

Ученик.

Это имя как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он наш сверстник и наше дитя.

Ученик. А.С. Пушкин – наш любимый писатель. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Учитель: Но понимать Пушкина мы станем глубже, если будем знать основные вехи (факты) его биографии.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в Москве.

Понятно, что гении приходят в мир незаметно. А с Пушкиным было иначе. В день его рождения, по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики "ура". Делалось это не в его честь. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. По этому случаю и был торжественный колокольный звон, возгласы "ура" на улицах не только столицы, но и других городов... Но есть в этом совпадении что-то не только случайное, но и судьбоносное для русской культуры...

3 слайд:

В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории. Прадедом А.С. Пушкина был Абрам Петрович Ганнибал, известная в русской истории личность. У Пушкина были брат Лев и сестра Ольга. В 1831 г. Пушкин женился на красавице Наталье Николаевне Гончаровой. У него было 4 детей – Мария, Александр, Григорий, Наталья.

4 слайд:

Детство Пушкина прошло в Москве. Он был нелюбимым ребенком в семье. Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маменькину посуду, и Надежда Осиповна, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе мальчика:

– Ничего. Пойдёмте, Александр Сергеич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую...

Она укладывала своего любимца, принималась сказывать... И в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван-царевич...

А главное, он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы... И он читал...

Когда дом наполняли знакомые родителей Пушкина писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчугана оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. Поэтический дар Пушкина обнаружился в раннем детстве и написаны первые его произведения были по-французски.

Летние месяцы, с шестилетнего возраста, Саша обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном с. Захарово. Именно здесь, у бабушки в Захарово, возникли первые его живые впечатления о простых людях. Здесь бабушка учила его говорить, писать по-русски. Няня Арина Родионовна и добрейший дядька Никита задушевно одаривали его сказками, которые западали в поэтическую душу мальчика на всю жизнь.

5 слайд:

Шли годы. Александр стал крепким, подвижным и уже не давался домашним обидчикам.

Шесть лет провел Пушкин в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 г. Пушкина сюда привез, по решению семьи, для получения образования его дядя, Василий Львович Пушкин.

Он говорил:

– Совершенно новое чудесное заведение. При царском дворце, в Царском Селе! И на государственный счёт! Учить станут лучшие умы. И сечь не будут.

6 слайд:

В Лицее Пушкина приметили сразу. И стихи его тоже заметили. Товарищи сочиняли неплохо, поначалу даже лучше Александра, но он быстро их превзошёл. Всё у него получалось живей, энергичней. И если друзья видели, что Пушкин покусывает гусиное перо, посмеиваясь, рисует и что-то пишет, они ждали конца лекции и просили:

– Александр, прочитай!

Стихи были остроумны.

Однажды в Лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый русский стихотворец. Был он стар и, слушая лицеистов, подрёмывал в кресле. Но вот перед ним остановился смуглый юнец, произнёс: "Воспоминания в Царском Селе" – и, вскинув руку, с жаром стал читать звучные стихи о великих мужах русской земли, о грозных битвах. Голос Пушкина звенел и когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять поэта молодого, но Пушкин смутился и убежал.

Теперь все признавали: Пушкин – талант.

7 слайд:

После окончания лицея Пушкину пришлось много путешествовать. Можно с уверенностью сказать, что в этот период особое влияние на его творчество оказала красота русской природы. Особенно поэт любил осень.

(Чтение учащимися стихотворений «Уж небо осенью дышало», «Осень»)

Учитель: Но много стихов у поэта и о зиме.

(Чтение учениками стихотворений «Зимний вечер», «Зимнее утро»)

8 слайд:

Учитель: Произведения А.С. Пушкина живут в наших сердцах, в нашей душе. Вы, конечно, очень любите его замечательные сказки. Пушкин не мог не написать их – они запали в его душу с детства.

(Сценка из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

Учитель: Будучи даже взрослым, Пушкин любил бывать в родовом имении Михайловское. Приходя в домик к няне, он с удовольствием слушал ее, читал свои произведения.

9 слайд:

В 1831 году Александр Сергеевич женился на юной красавице Наталье Николаевне Гончаровой.

Осенью 1836 года Пушкин поселился со своей большой семьей (жена, дети, две сестры Натальи Николаевны) в Петербурге по адресу: Набережная Мойки,12.

Пушкин чувствовал, что назревает конфликт между ним, царем и светской чернью. Чтобы обидеть, унизить Пушкина, царь присваивает ему звание камер-юнкера. Поэт терпит. Но вот за молодой красавицей, женой Пушкина, начинает при всех ухаживать близкий ко двору офицер, француз Дантес. Пушкин предупреждает: это оскорбительно! Но тот становится ещё назойливей. В адрес поэта посыпались насмешливые оскорбления. Пушкин вспылил. Вызвал Дантеса на дуэль.

10 слайд:

Зимним снежным вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. Его бросились поднимать, но он сказал: "Погодите", – собрался с силами, выстрелив в Дантеса, радостно крикнул: "Попал! Попал!" – и лишился чувств.

Весть о ранении поэта пронеслась по Петербургу. К дому Пушкина стала собираться толпа. Газетчики, торговцы, моряки, офицеры, простой люд – все спешили "к Пушкину". У его постели днём и ночью дежурили поэты, писатели. Последний раз, придя в сознание, Пушкин простился с близкими.

Потом попросил товарищей не оставлять жену и детей, вновь потерял сознание – и умер. Умер Александр Сергеевич Пушкин 10 ноября 1837 года (по новому стилю).

В толпе у дома рыдали. Было холодно. Но люди жгли костры, кутались в тулупы, не уходили. Среди народа толкались полицейские, дабы не случилось беспорядков.

11 слайд:

Царь распорядился похорон в Петербурге не устраивать, а, отпев Пушкина в церкви, увезти гроб тихо, без шума, ночью, в Михайловское, в Святогорский монастырь. И не очень-то горевать в газетах о погибшем.

Но не вышло! По рукам людей ходили взволнованные стихи Лермонтова: "Погиб поэт, невольник чести..." Одоевский написал некролог и воскликнул: "Солнце нашей поэзии закатилось!"

Могила Пушкина находится на территории монастыря, над ней установлен памятник.

12 слайд:

Шли годы.

Произведения Пушкина жили – в книгах, музыке, рисунках, на сценах театров, людской памяти. В 1871 году в России произошло важное событие – разрешили поставить памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. По всей России объявили сбор средств на сооружение памятника. Решено было поставить его в Москве, на Тверском бульваре. Из 15 проектов памятника выбрали один. Автором его оказался Александр Михайлович Опекушин. Вот как происходило открытие памятника.

(Рассказ детей об открытии памятника.)

6 июня 1880 года (а по новому стилю 18 июня) моросил дождь, словно на дворе не лето, а осень.

Но никого не пугал в этот день дождь. Вся Москва спешила к Тверскому бульвару, где должно было состояться открытие памятника Пушкину. Тогда Москва была совсем другой. Низкие дома, узкие улицы. И памятник, закрытый серым покрывалом, был виден издалека. Вокруг – трибуны, флаги, гирлянды из зелени и цветов.

А народу!.. На площади, на бульваре, на соседних улицах, в окнах домов, на крышах. И вот грянула музыка.

Показалась колонна людей. Впереди шли известные русские писатели. Вместе с ними – дочери Пушкина: Мария и Наталья: сыновья – Александр и Григорий.

Вдруг все затихли, медленно падает покрывало. И в наступившей тишине народ увидел Пушкина...

В ту же минуту над площадью пронеслось «ура». Зазвонили колокола, заиграл оркестр, торжественно зазвучал хор. О любви к Пушкину говорили писатели, поэты, студенты. Читали его стихи.

К памятнику несли нарядные венки, забрасывали его фиалками и ландышами.

С тех пор памятник Пушкину работы Опекушина считается одним из самых лучших в русской скульптуре.

Пушкин как живой перед нами.

Всё просто и строго в памятнике, никаких лишних украшений. На фасаде постамента, на передней его части,– гусиное перо. Венок из лавра – в благодарность поэту за труд. И рядом высечено только одно слово: ПУШКИНУ. А на боковых сторонах – строки из знаменитого стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Учитель: Сегодня мы с полным правом можем сказать следующие слова:

Ученик:

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было, и нет!

Учитель: Давайте проверим, а настолько ли хорошо знаем биографию Пушкина, его произведения.

(Игра с использованием слайдов №13-31 Приложение 2)

(Номер вопроса дети выбирают, взяв «золотой» орех из шкатулки. По окончанию игры – переход на 32 слайд. Далее – на 2 слайд – подведение итогов внеклассного занятия.)

2 слайд:

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что можно сказать в заключение? Читайте произведения Пушкина, изучайте произведения Пушкина, а главное – любите Пушкина.

(Награждение учащихся «медалями» (Приложение 4), грамотами (Приложения 3) за участие в конкурсе рисунков по произведениям А.С. Пушкина.)

Литература:

  1. Амусина Л.Е. Папа, мама, я – читающая семья. //ПедСовет. – 1999.- №2
  2. Ковтун Е.Г. Литературное лото «Что за прелесть эти сказки! ».// ПедСовет. – 1999.- №2
  3. Кощеева С.Н. Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина. //ПедСовет. – 1999.- №2
  4. Кумпан О.Н. Урок внеклассного чтения «Волшебники приходят к людям!» //ПедСовет. – 1999.- №2
  5. Матонина Э. Памятник Пушкину.– М: Малыш, 1985.
  6. Полозова Т.Д. Пушкин вошел в жизнь празднично. // Начальная школа. – 1999.- № 6
  7. Полковникова С.В. Москва и Пушкин. //ПедСовет. – 1999.- №2
  8. Пушкин А. С. в зеркале двух столетий. Мультимедиа энциклопедия - Фирма ЗАО «1С»,1997, 2002. -1 электронный диск (CD – ROM)
  9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс, в 2-х частях. М.: Вентана – Граф, 2009;
  10. pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm
  11. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya_4.htm
  12. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/1.htm
  13. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/2.htm
  14. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/4.htm
  15. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/5.htm
  16. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/6.htm
  17. pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/7.htm