Получение новых знаний по теме "База данных"

Разделы: Информатика


Цель урока:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
  2. Развитие у учащихся теоретического мышления, а так же формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
  3. Научить учащихся применять современное программное обеспечение в поиске информации.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  2. Учебная – сформировать основные понятия: «база даны», информационная система, СУБД; изучить и закрепить основные навыки работы с системами управления базами данных, создание однотабличной БД «Одноклассник».
  3. Развивающая - развития логического мышления, расширение кругозора, подготовка к работе с потоком информации в Интернет.

План урока

  1. Оргмомент – о ходе урока.
  2. Новый материал – актуальность его изучения.
  3. База данных.
  4. Доступ к программному обеспечению – Access
  5. Практикум.
  6. Подведение итогов (через проектор просмотр работ).
  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Сегодня мы рассмотрим очень важный вопрос. Способ работы с информацией с новой точки зрения. С точки зрения 21 века, необходимости иметь навыки обработки и сортировки потока информации. Узнаем о системе управления информацией, узнаем о базах данных, как создавать их самим, как не «утонуть» в потоке современной информации. Вспомним Остапа Бендера, как он искал стул, обращался за информацией к картотеке, и ему это стоило больших денег. Если бы не его настойчивость и вера, то он вряд ли добрался бы до искомого объекта.
  2. Актуальность, своевременность этой темы очевидна. Без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – всё, что угодно. Кроме базы данных. БД – это отсчёт новой информационной эпохи, детище нового поколения. До БД-ых существовали картотеки, где сведения на карточках мертвы и неизменны. Говоря о БД подразумевают два различных объекта – саму БД – громадный массив информации и программу СУБД, которая даёт возможность воспользоваться этим информационным богатством. Именно СУБД позволяет получить ответ на конкретный запрос – при этом документ, который выдаст нам программа, не будет изъят из БД. В этом заключается революционность СУБД. Без БД не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение, даже небольшой «домашний» офис.
  3. Что же такое БД? БД – это множество данных одинакового типа, организованных определённым образом и отражающих состояние и отношение между этими данными. БД делят на 3 класса:
        1. табличные (реляционные);
        2. сетевые (Интернет)
        3. иерархические (файловая система Windows)

С понятием базы данных тесно связано понятие СУБД – система управления базами данных, это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, её наполнения содержимым, редактирования содержимого и отбора отображаемых данных. В мире существует множество СУБД dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, Oracle … СУБД опирается на единый устоявшийся комплекс основных понятий. В качестве одной системы мы рассмотрим Microsoft Access.

  1. Пакет MS Access находится в комплекте Microsoft Office. Запуск можно осуществить разными способами:
      1. (стандартно) ðПуск ðПрограммы ðMicrosoft Office ðMicrosoft Access
      2. Пуск ðСоздать документ Microsoft Office ðНовая база данных.
      3. Выбрать на Рабочем столе (экране) значок
  2. Прошли к компьютеру. При запуске программы дать имя БД «Школа_БД_Фамилия_ ученика» и в ней создать таблицу «Одноклассник» в режиме конструктора с полями: №, Фамилия Имя, Где живёт, Дата рождения, Телефон, Любимое занятие.
 Поле Тип данных Описание
     
     
     
  1. Подберите подходящий тип данных через кнопку Список со значком ˆ: текстовый, числовой, дата/время, логический, поле объекта OLE, денежный, счётчик, поле MEMO.
Поле Тип данных Описание
Счетчик  
Фамилия Имя Текстовый  
Где живёт Текстовый  
Дата рождения Дата/Время  
Телефон Текстовый Образец 8-49628-72-304
Любимое занятие Текстовый  
  1. Затем перейдите к таблице и заполните её 5-10 записями о своих одноклассниках.
Фамилия, Имя Где живёт Дата рождения Телефон Любимое занятие
1 Акулин Максим Лотошино, Центральная 46-25 09.12.1994 8-49628-71-602 Волейбол
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          

Сохранить работу в сетевой папке на учительском столе. (Сетевое окружение → Share Teacher → 11 класс → 11А)

  1. Работа за компьютером и получение оценки. Просмотр работ на экране через проектор, сравнение результатов.
  2. Домашнее задание – подготовить сведения для БД художники. (10-15 записей).