Семинар "Деловая игра как один из видов игровой технологии"

Разделы: Администрирование школы


ЦЕЛЬ: формировать представление о развивающих возможностях деловой игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть виды и форму проведения деловых игр, способствующих развитию интереса учащихся к изучаемому материалу; определить их положительные и отрицательные моменты.
  2. Выстроить алгоритм действий учителя в связи с применением деловой игры как одной из видов игровой технологии.

ХОД СЕМИНАРА.

Тема семинара «Деловая игра как один из видов игровой технологии». Цель семинара формировать представление о развивающих возможностях деловой игры, алгоритме «встраивания» в процесс образовательного взаимодействия с целью его совершенствования. Приложение 1.

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер

Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся на уроке и заинтересованности в результатах образовательного процесса, являются игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра.

Деловая игра – это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. (Бельчиков Я.М.)

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В зависимости от функций деловые игры делят на группы:

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

  • Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.
  • Операционные игры. Они помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
  • Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица.
  • Деловой театр – разыгрывается какая – либо ситуация, поведения человека в этой обстановке

Существуют достоинства и недостатки деловой игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
  • работы групповым методом при подготовке и принятии решений;
  • ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

  • относительная сложность подготовки;
  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Педагоги выделяют условия проведения деловой игры, которые должны соблюдаться:

  • внимательность;
  • включенность в игру;
  • сопричастность, уважение точки зрения других;
  • масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
  • самовыражение.

Рассмотрим структуру деловой игры, которою выделил Е.А. Хруцкий.

Структура деловой игры.

Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу.
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников Оказывает помощь
3 этап – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

 При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению. Деловая игра должна быть представлена в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры

Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.

Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.

Для того чтобы учитель мог свободно и легко вводить в образовательный процесс деловую игру, он должен быть творческой личностью, поэтому на современном этапе актуализируется проблема развития творческого потенциала педагогов в процессе освоения педагогических инноваций.

Деловая игра «Развитие педагогического творчества в коллективе»

ЦЕЛЬ: определить условия и пути развития педагогического творчества в коллективе.

ЗАДАЧИ:

  1. определить уровень развития педагогического творчества в школе
  2. выявить условия, способствующие успешному развитию педагогического творчества в школе.
  3. разработать систему мер по развитию творческой атмосферы в педагогическом коллективе.
ПРАВИЛА ИГРЫ.

Работа будет проходить в группах. На столах лежат пакеты, которые содержат лист с заданиями и материалы для выполнения заданий.

Каждая группа получит по 4 задания (задания на отдельных листах). На обдумывание каждого вопроса даётся 8 минут. Затем представитель каждой группы представляют варианты ответов, которые оформляются на листах бумаги.

Творчество может проявляться на различных этапах развития педагогической деятельности. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.

Среди педагогов школы была проведена анкета оценки уровня творческого потенциала личности. Результаты следующие: 13% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала личности, 53%-выше среднего, 33%-средний.

Можно сделать вывод, что в коллективе большая часть педагогов с уровнем творческого потенциала выше среднего. Приложение 2

Что же может способствовать развитию творческих способностей педагога, какие факторы стимулируют проявление творческой активности, какие условия необходимы для развития творчества, но сначала выделим компоненты творческой деятельности и определим понятие «педагогическое творчество»

Задания участникам игры.

1.

Раскройте сущность педагогического творчества. Для этого выделите основные компоненты творческой деятельности; дайте определение понятия «педагогическое творчество». Форма представления результатов выполнения задания свободная.

Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность осуществляется совершенствование компонентов творчества, являющихся своеобразным «интегратором», на базе которого формируется самостоятельная профессиональная позиция: от профессионализма к мастерству -от мастерства к подвижничеству. Отсюда напрашивается вывод, что при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные успехи. Вышесказанное еще с большей настойчивостью высвечивает потребность в дальнейших поисках наиболее значимых критериев и методов оценки труда учителя школы.

2.

Определите и перечислите факторы, влияющие на проявление и развитие творческой активности учителей.

Результаты выполнения задания желательно оформить в виде таблицы:

1 группа

  • Факторы, стимулирующие проявление творческой активности

2 группа

  • Факторы, препятствующие развитию педагогического творчества

Обобщение:

3.

Определите и обоснуйте, какие условия необходимо создать в школе для развития педагогического творчества.

Форма представления результатов выполнения задания свободная.

Обобщение: создание благоприятных условий в школе способствует развитию педагогического творчества коллектива.

Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.

4.

На основе сравнения условий, необходимых для развития педагогического творчества в школе, и имеющихся препятствий выявите проблемы, сформулируйте их и разработайте систему мер по их решению.

Форма представления результатов выполнения задания свободная.

Обобщение:

Подведение итогов игры (на доске представлены все результаты выполненных заданий)

Перед нами представлена схема развития педагогического творчества в коллективе, где выделены основные компоненты творческой деятельности, факторы и условия которые стимулируют проявление творческой активности педагога, а также сформулирована система мер по решению проблем, препятствующих развитию творчества.

Подводя итоги, нужно отметить, что деловая игра, как форма работы с учащимися, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность учащегося и его развитие и саморазвитие, а с другой – является практико-ориентированной, т.к. призвана активизировать деятельность ученика и помогать решать задачи, которые способствуют достижению успехов в какой - либо ситуации.

Литература:

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.
  2. Репринцева Г.И. Играют младшие школьники. Ярославль, 1991 г.
  3. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. М., 1981 г.
  4. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966 г.
  5. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.