Урок-путешествие "Город глагола"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • систематизировать и обобщить знания детей о глаголе как части речи, глагольных категориях,
  • совершенствовать навыки правописания суффиксов и окончаний глаголов.

Оборудование: на доске изображение замка; для каждого обучающегося лист заданий (Приложение)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Встречайте гостей.

2. Введение

Входят гости: королева Морфология, Существительное, прилагательное, наречие. Ведут между собой диалог.

Морфология. Как в королевстве Морфология обстоят дела?
Существительное. Вокруг красота, великолепие, спокойствие, тишина…
Прилагательное. День чудесный, светлый, радостный, веселый…
Наречие. Жители королевства чувствуют себя превосходно, замечательно, удивительно…
Морфология. А что нам скажет глагол?
Все. А где глагол? Где глагол?
Ученик. Позвольте сказать, Ваше Величество. В королевстве недооценили важность глагола.
Морфология. Что я слышу?! Непозволительная дерзость со стороны учеников 6 класса.  А что вы-то знаете о глаголе?
Ученик. Мы знаем многое и сейчас докажем вам это.
Морфология. Хорошо, вот перед вами план города Глагола. Ваша задача – пройти все испытания и попасть в замок, чтобы разбудить Глагол, который очень любит поспать.
Прилагательное. Итак, желаем успехов!
Существительное и Наречие. В добрый путь!  (Садятся на свои места)

3. Преодоление препятствий

«Городские ворота»

– Перед вами первое препятствие – городские ворота, которые закрыты на замок. Чтобы открыть его, необходимо сказать пароль: что такое глагол, его морфологические признаки и синтаксическую роль. (Задание 1 в листе заданий: пароль сначала устно проговаривается, а затем заполняется таблица. Задание может быть дифференцированным: для слабых учеников в таблице есть ключевые слова.)

«Площадь спряжения»

– Добро пожаловать на Центральную площадь. Одним из постоянных морфологических признаков глагола является спряжение.
– Вспомните, что такое спряжение?
– Для того чтобы пересечь площадь, на которой собралось большое количество народа, вам необходимо развести жителей-глаголов по домам.
– Выполните следующее задание: из предложенного текста задания 2 выберите:
1 вариант – глаголы 1 спряжения,
2 вариант – глаголы 2 спряжения. Вставьте пропущенные буквы. (Дети работают в листе заданий, двое – у доски.)
– Какой глагол в каждой группе можно назвать лишним? Почему? (Ответ: блестит и ведет, спряжение этих глаголов определяется не по инфинитиву, а по окончанию.)

 «Ров с водой»

– Вот мы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров весь разобран. Вам необходимо доложить недостающие бревна, то есть написать все возможные формы глаголов.
(Задание 3 в листе заданий. Дети работают в парах. Двое учеников «прячутся» за доской и выполняют.)
– В чем особенность образования форм данных глаголов? (Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.)
– В чем особенность определения спряжения данных глаголов? (Спряжение определяется по бесприставочным глаголам.)
– Разберите по составу глаголы в форме 2 лица мн.числа и повелительного наклонения мн.числа. в чем различие?

«Стражник»

– Итак, мы попали в замок. Перед вами предложение «Стражник мужественно стоит в воротах замка». Выполните морфологический разбор глагола в этом предложении. (Задание 4 в листе заданий. Комментирование с места.)

 «Замок Глагола»

– Добро пожаловать в замок Глагола. Перед вами план замка:

1 этаж«Гласные перед -л»
2 этаж«Суффиксы ова(ева)-ива(ыва)»
3 этаж  – «Не с глаголом».

1 этаж. «Эстафета»

Перед игрой проговаривается правила «Гласная перед суффиксом -л в форме прошедшего времени».

Се…л
Услыш…л
Приблиз…лся
Ве…л
Стро…л
Замет…л
Раста…л
Обид…л

Проверку осуществляют Королева Морфология и части речи.

2 этаж.  «Вставь пропущенную морфему»

Работа в группах по 4 человека.

Совет_____ть
Рекоменд___ть
Команд____ть
Рассчит____ть
Бесед____ть
Участв_____ть
Приказ_____ть
Задерж_____ть
Ноч_____ли
Устра____ли
Танц_____ли
Испыт____ли

На месте пропуска нужно вставить пропущенную морфему. После выполнения сформулировать правило. Далее проводится устная проверка.

3 этаж. «Три товарища» 

– Здесь живут три товарища.

Входят три ученика.

1-й: Мне нездоровится, я недоумеваю, ненавижу суету и торопливость. Я с НЕ неразлучен.
2-й: А я делаю все не до конца: например, внимания недостает.
3-й: А я держу частицу НЕ в ежовых рукавицах и близко к себе не подпускаю.
1-й: Составьте обобщающую схему правописания НЕ с глаголом. Задание 5 в листе заданий.

4. Итог

Потягиваясь, выходит Глагол

– Здравствуйте, друзья! Спасибо вам, вы показали хорошее знание моих категорий. Пора мне браться за дело. Я очень важен в языке: по частоте употребления занимаю после существительных второе место. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребимыми, глаголов около 2500.

5. Домашнее задание

– Написать грамматическую сказку о глаголе.