Внеклассное мероприятие по литературе в 9-м классе "Люблю березку русскую…"

Разделы: Литература


Цели: раскрыть значение образа березы в поэзии, живописи и музыке; воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе; познакомить со стихами сибирских поэтов, посвященных   березе.

Оборудование: репродукции картин И.Грабаря “Февральская лазурь”, “Березовая роща, “Золотая осень”, “Март”” Левитана, “Березовая роща”, картины выпускников нашей школы, фотографии художников, фотовыставка, рисунки учащихся нашей школы, аудиокассеты, пластинка “Песни и романсы на стихи С. Есенина”, Л. Зыкина “Растет в Волгограде березка”.

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский.

Ход мероприятия

Ученица: (читает стих – ние “Люблю берёзку русскую.”)

Учитель: Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы. Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

Ребята, не только Грабарь обращался к образу прекрасной березы, перед вами выставка работ художников, где героиней является это прекрасное дерево.

-Каким настроением дышат эти репродукции художников?

– Что вы можете сказать о картинах художников?

Ученик рассказывает о картине И. Грабаря “Февральская лазурь”.

Писал свою “Февральскую лазурь” И. Грабарь зимой – весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. “Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

Ученик: И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – “плакучую” ее разновидность. И действительно, в “Февральской лазури” береза – единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

,На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой “Февральской лазурью”.

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал “Февральскую лазурь” с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая… утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления”.

Ученик: В “Февральской лазури” И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. Зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

Учитель. Обратите внимание на репродукции картин Исаака Левитана. Героиней многих его картин является русская красавица – берёза. Это такие его полотна, как “Берёзовая роща”, “Март”, “Золотая осень” и другие. Левитановские пейзажи называют “пейзажами – размышлениями”, “пейзажами – настроениями”. В изображениях берёзы он умел запечатлеть бесконечную красоту окружающего мира, в них сквозит радость бытия и очарование природы. “Берёзовая роща” – изображение летнего пейзажа, мастер с такой любовью выписывает стволы берёз, что кажется, будто не от солнца, а от берёз исходит свет и падает на траву. Берёзовые блики освещают не только всё вокруг, но и просветляют наши души. “Золотая осень” – рисуя тонкие и стройные стволы берёз, Левитан заставляет ощутить поэзию русской природы; этой картиной он как бы говорит, что осень – не смерть природы, что природа вечно жива и вечно прекрасна. “Март” – пробуждение природы, от берёз веет теплом, кажется, что они готовы распуститься прямо сейчас, свет идёт не только от снега, но и от стволов молоденьких берёзок.

Каким чувством овеяны эти картины? ( Ощущение праздника в любое время года, берёза – хозяйка русской природы, русского леса). ( Ответы детей).

Перед вами картины выпускников и учеников нашей школы, которые тоже обратились к образу березы.

Это работы, на которых наша русская берёзка изображена в любое время года: и весной, и осенью, и зимой, и летом. Такими видят берёзу Марининская Люда, Полетых Катя, выпускники школы Смирнова Алёна, Карпова Алёна, Вербицкая Лена.

  • Какую березу вы видите в этих картинах? ( Ответы детей).

Учитель. Береза. Что же это за дерево? В толковом словаре о берёзе говорится так:

Береза – дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями”, – бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.

Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным.

Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Весьма примечательно, что в творчестве почти каждого русского поэта, уже оставившего след в истории литературы, живёт образ белоствольной красавицы.

Каждый знает, что в стихах Сергея Есенина береза не просто желанная гостья, а подчас и хозяйка. Сквозь строки его стихов видится нам заветная “страна березового ситца” и бесшабашный русокудрый парень, обнявший березку, “как жену чужую”; берёзовые чащи он называет “милыми”; в его стихах золотая роща говорит “берёзовым, весёлым языком; куда ни глянь – “везде только синь да березь”.

Учащиеся читают стихи С. Есенина. “Белая берёза”, “Зелёная причёска”.

Учитель. На стихи С. Есенина написано много песен и романсов. Звучат песни: “Белая береза”, “Отговорила роща золотая”.

– Каким настроением проникнуты эти песни?

Учитель. Давайте отправимся в путешествие по березовой роще сибирской поэзии и посмотрим, какую роль играет образ березы. (Чтение стихов о березе поэтов: В.Скифа, А.Румянцева. Где берёзы дебелые Ровным светом зажглись, Как лучи индевелые, Уходящие ввысь. Сумрак катится мышкою, Темень в норке сидит. И берёзка ледышкою В мочке утра звенит. Вот и солнце бесстрашное Вновь пустилось на риск: Показало оранжевый Обмороженный диск. (В.Скиф).

Для нашего земляка В.П.Скифа берёза – это символ детства, школьных лет, проведённых в куйтунских сёлах: Харике, Лермонтово, это неотъемлемая часть неброской, но такой родной сибирской природы. А вот для Андрея Румянцева отношение к берёзе, к природе – это упрёк нерадивым землякам, которые варварски вырубают леса, не заботятся о нашем достоянии – берёзовом лесе. Березник, выбитый и тощий, Листва, умолкшая навек… Зачем ты рубишь эту рощу, Бездумный, хмурый человек? Я так спешил сюда в надежде Увидеть чистый свет берёз! Ты у меня спросил ли прежде, Чем свой лихой топор занёс? Спросил ли ты у птиц тревожных, Поднявших крик до самых звёзд В кустах и травах придорожных Над чёрным прахом мёртвых гнёзд? Спросил ли, наконец, у предка, Чей вечный сон разбередил: Что для него живая ветка Над тихой теменью могил?

Учитель. В стихотворениях Е. Евтушенко нет-нет да и промелькнет емкий образ российского дива – березы. Особой силы он достигает в стихотворении о русских талантах:

Таланты русские,
Откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Не зная еще этому цены,
Пьют сок
Земли российской пацаны…

Учитель: Много талантов живёт и среди хорошо знакомых нам людей. Послушайте стихотворение, написанное учителем нашей школы Веретенниковой С.Д.

Я сегодня в лесу была И видела там: на берёзе Спало лето, подобно розе, Тишина его сон стерегла. И ещё я видела чудо: То тихо ступая, как тень, То врываясь вдруг ниоткуда, Опускался ветер на пень. А потом, отдохнув немного, Пошептавшись о чём – то с листвой, Улетел он вдруг на дорогу, Часть души захватив с собой. По пути обнимал он нежно Гибкий девичий стан берёз, По плечу похлопал небрежно Старый клён, полный дум и грёз. И подумала я, что никто Не имеет такого права: Чтобы всё превратить в ничто Своей жадной рукой кровавой.

Учитель: Наши школьные поэты тоже не остались равнодушными к белоствольной красавице. Звучит стихотворение Байбаковой Алёны “Берёза белая”.

Берёза белая – России достоянье, Ты леса символ, ты красива и нежна. Опушка, где растёшь, полна очарованья, Ты оживёшь, когда придёт весна. Дурман весенний, ручейка трезвон И чистый воздух опьяняют нас. Так хочется всей грудью подышать: Целебной чистоты набраться про запас. Твой строгий стан, побеги молодые, Твой чудный взор меня развеселит, Тень под ветвями сердце успокоит, Энергией мне душу напоит.

Учитель. Даже беглое путешествие по березовой роще русской поэзии может убедить любого скептика. Все-таки дерево это особенное. Есть в нем некое песенное начало, заставляющее русское сердце биться сильнее, а сердце русского поэта посвящать этому замечательному дереву прекрасные стихи. Да и связано это отношение к певучему дереву не с пустяками в жизни человеческой, а с поворотными этапами в ее судьбе, будь то любовь – светлейшая полоса жизни – или сама смерть – всегда горькая, неожиданная, нередко героическая – во имя жизни. Разве не об этом шепчут плакучие березы над братскими могилами в Трептов-парке, разве не об этом на высоком драматическом накале поет Л. Зыкина одну из лучших своих песен: “Растет в Волгограде березка!” Есть и ещё одна песня о берёзах, которые остались израненные на поле боя, тихо и печально перешёптываются они друг с дружкой, боясь разбудить солдат, уснувших под их кронами вечным сном. Замечательные строки написал поэт Павел Коган, Фронтовик, погибший под Новороссийском в 1942 году:

Ученик: Я – патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках… И где ещё найдёшь такие Берёзы, как в моём краю! Я б сдох, как пёс, от ностальгии В любом кокосовом раю…

  • Чем же является для русского человека березка?

(Дети говорят о том, что береза – это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни. Приводят свои примеры.)

Учитель. Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и что понравилось в России. Он ответил: “Березы”. На самом деле невозможно представить Россию без березы.

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют.
Олег Шестинский

Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

Члены кружка “Истоки” написали сочинения – миниатюры о берёзке. “Берёзонька” Мачихо Аня 9Б класс. В поле стоит берёза. Она точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, и станет тебе легко и радостно. Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром. И зимой, и летом хороша белоствольная красавица! Недаром про неё сложили столько песен, стихов и называют ласково – берёзонька.

“Весенняя берёзка”. Гусельникова Катя 9Б класс. А берёзка-то весенняя – что невестушка красивая: платье белое, атласное, до самой до земелюшки; косы длинные, просто чудные; украшения – изумрудные; на лице её счастье светится – ей пришла пора заневеститься.

Звучит песня “Берёза” в исполнении группы “Любе” и С.Безрукова.