Вредные привычки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  • способствовать овладению воспитанниками объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни и здоровье как самой главной ценности;
  • формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.

Задачи:

  • формирование компетенции личностного самосовершенствования воспитанников через формирование культуры здорового образа жизни;
  • формирование коммуникативной компетенции воспитанников через проведение занятий и распространение подготовленной информации о здоровом образе жизни;
  • формирование информационной компетенции через создание наглядной мультимедийной продукции по теме занятия.

Предварительная работа:

1. Разработан сценарий открытого занятия в соответствии системе коррекционно-развивающей работы по Худенко Е.Д. (раздел «Охрана здоровья и физическое развитие»  тема: «Вредные привычки» февраль 3 неделя),  и темой по самообразованию («Лечебная педагогика»)
2. Рисунки детей
3. Подобранны фонограммы
4. Создание наглядной мультимедийной продукции

Оборудование:

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

– Ребята, у вас на партах лежат карточки.

Ы

У

О

Р

У

П

О

У

И

О

В

Ч

У

К

О

А

– Что записано на карточках?
Ответы  детей:
– Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
– Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка»)

II. Введение в тему

– Что означает слово «привычка»?
Ответы  детей
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура.
– Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Ответы  детей:
– А у вас есть привычка?
Ответы  детей
– Внимательно рассмотрите данные рисунки. Ребята, а как вы думаете на какие две группы можно разделить изображенные на рисунках действия детей? Можно ли данные действия назвать привычками? ( на полезные и вредные привычки).
Ответы  детей

III. Сообщение темы

– Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня?
Ответы  детей

– Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.

IV. Работа по теме

1. Работа по карточкам

– Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочтите задание и выполните его

1. Прочитай список привычек.
2. Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой «+»
3. Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой «–»
4. Если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь напротив «?»

Список привычек:

  • спать с открытой форточкой
  • обманывать
  • умываться
  • чистить зубы
  • грызть ногти
  • сутулиться
  • класть вещи на место
  • выполнять домашнее задание
  • заниматься спортом
  • пропускать уроки
  • говорить правду
  • лениться
  • курить
  • читать лежа
  • мыть за собой посуду
  • драться
  • конфликтовать         

(После выполнения задания детьми проводится обсуждение)

– Итак, какой вывод мы можем сделать?  Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.

Психофизическая разгрузка: (снимает утомляемость — стимулирует работу памяти)
  • Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад.
  • Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги поднимитесь над стулом. 

2. Информационный материал

– Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла рано ложиться спать, а кто-то наоборот, ложиться поздно; кто-то привык терпеть боль, а кто-то – нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
– Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Мы уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека?
Ответы  детей
– Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Перечислите еще раз полезные привычки?
Ответы  детей: чистить зубы, заниматься спортом, соблюдать режим)
– Привычки наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем         не задумывается над тем, читать лежа — это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы(сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг).  Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает. Вывод – лучше всего не иметь привычки – это не начинать пробовать вообще
– Ребята, а как вы думаете, от чего же зависит здоровье человека?
Ответы  детей
– Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (то здоровья родителей), от условий внешней среды (от экологических условий). А вторая половина здоровья зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

3. Выступление агитбригады. Сценка (Приложение 1) Песня  (Приложение 3)

– Ребята, а как вы думаете, что входит в понятие «здоровый образ жизни»?
Ответы  детей

4. Выступление М.Романа (Приложение 2)

– По современным представлениям, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

1. Отказ от разрушителей здоровья, т.е. от вредных привычек.
2. Активный двигательный режим.
3. Рациональное питание.
4. Закаливание организма.
5. Личная гигиена.
6. Положительные эмоции.

– А как вы считаете, с кем приятнее вам будет общаться: с человеком, который имеет вредные или полезные привычки? 
Ответы  детей
– Конечно же вы правы, человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, так как подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих.
– Ребята, а как вы думаете, какие поступки и привычки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?
– Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?
– Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?
 Ответы  детей
– Для того чтобы избавиться от вредной привычки человек может воспользоваться «Шагами избавления от плохой привычки»  Давайте обратимся к данным «Шагам»
Для начала каждому из вас необходимо определить, от какой привычки хотелось бы избавиться и только затем можно приступать к составлению плана избавления от нее.

Мой план избавления от вредной привычки

Вредная привычка, от которой я хочу избавиться ________________________________
____________________________________________________________________________

Время для работы над собой   __________________________________________________
                                                                         укажи срок, время
Мне понадобится помощь______________________________________________________
                                                                        укажи человека
Я должен(на) сделать  ________________________________________________________
                                                                        укажи что
Избавившись от этой привычки, я ______________________________________________
  ___________________________________________________________________________ 

Моя награда за преодоление привычки ___________________________________________

V. Итог

– Подошло к концу занятие. Давайте подведем итог.
– Итак, о чем говорили сегодня?
– Какие привычки называют полезными?
– Какие вредными?
– К чему приводят вредные привычки?
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать?
– Какие основные выводы можем сделать?

Выводы

  1. Существуют разные привычки: полезные и вредные.
  2. Хорошие привычки можно в себе развить
  3. Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек.
  4. Не иметь вредной привычки помогает сила воли.

Использованная литература:

  1. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек»
  2. Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
  3. Усова Т.М. «Приемы психофизической разгрузки» («Здоровье детей»  №16 2008 г.)