Открытый урок для родителей "Мелочи жизни" (по стихотворению С.Я. Маршака)

Разделы: Литература, Работа с родителями


Цели:

Формирование общеучебных умений:

— организационных;
— интеллектуальных;
— оценочных;
— коммуникативных.

Задачи:

— развитие логического мышления;
— развитие умения обобщать, находить соответствие;
— отработка навыка анализа и интерпретации художественного текста.

Оборудование: стихотворение С.Я.Маршака, напечатанное и сложенное трубочкой, бумага для записей, которая затем подшивается лентой, видеоролик с фрагментом мультипликационного фильма по мотивам «Английских песенок» С.Я.Маршака, иллюстрации с изображением лошадей.

ХОД УРОКА

1.

— Здравствуйте, ребята, чтобы наш урок прошел успешно, давайте мы на него настроимся, создадим себе и друг другу хорошее настроение. Встанем в круг и будем говорить громко, с улыбкой: «Это здорово!» Готовы?
— Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение и делиться своими мыслями. (Это здорово)
— Затем посмотрим мультфильм. (Это здорово)
— А потом мы сами попробуем сочинить стихотворение. (Это здорово)
— В конце урока мы сделаем важное открытие. (Это здорово)
— Теперь я вижу, что вы одобряете план нашего урока и готовы начать работу. Садитесь на свои места.

2.

— Ребята, поверите вы мне или нет, но главным предметом сегодняшнего урока будет вот этот ( демонстрируется большой гвоздь).
— Какие у вас есть догадки? Что вы можете сказать, глядя на картинки на доске? Какая связь между лошадью и гвоздем? (Лошадям ставят подковы). Зачем? (Чтобы копыта были крепче). А без подковы что может произойти? (Лошадь может пораниться, будет хромать). Раненая лошадь не сможет помогать человеку, возить его.
— Ну, теперь мы в предвосхищении: о чем же будет стихотворение? Будем читать его медленно, обдумывая каждую строчку. (Отгибаем по одной строке).

Самуил Яковлевич Маршак

(Перевод с английского языка)

Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита – армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя…
Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

А вот как интерпретировал это стихотворение режиссер мультфильма. (Просмотр видеоролика).

3.

— Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения? Только ли о лошади, подкове и гвозде это стихотворение? (Оно о жизни. Оно учит людей обращать внимание на мелочи)
— Попробуем представить случаи из жизни, которые похожи на описанный (работа в парах, группах):

  • Директор завода не поставил фильтр на трубу…
  • Хирург использовал необработанный инструмент…
  • Забыли дома ключ…
  • Получили двойку…
  • Сбой электростанции…

Ребята записывают цепочки событий, которые могут произойти в том или ином случае.

4.

— Только ли плохие мелочи могут быть в жизни? Может ли хорошая мелочь повлечь за собой хорошие последствия? Приведите примеры.

  • Помог маме…
  • Уступил место бабушке…
  • Улыбнулся кому-то…
  • Подарил цветок…
  • Археолог нашел что-то…

5.

— Вернемся к нашему стихотворению. Задается ли автор вопросом, кто виноват во всем случившемся? Он обвиняет кузнеца? Человека он не судит, он судит его поступок, качество характера. Какие качества кузнеца привели к тяжелым последствиям?

Легкомыслие
Лень
Безответственность
Невнимательность
Пассивность
Непрофессионализм
Жадность

Можно поставить знак вопроса: «Мелочи жизни?»

6.

— Осмыслим эти качества. Напишем, какие они и что они с нами делают. (Составление синквейна).

Лень.
Вязкая, тягучая.
Мешает, отвлекает, парализует.
Не дает человеку проявить себя.
Слабость.
На доске

 

Безответственность.
Коварная, драматичная.
Вредит, подводит, губит.
Может быть опасной.
Легкомыслие.
На доске

 

Мелочи жизни.
Случайные, незаметные.
Ломают, вносят хаос, разрушают.
В жизни важна любая мелочь.
Выбор.
Сочиняют дети и учитель вместе с ними.
Читаем

Незаметно для себя мы научились составлять пятистишия, синквейны (в словарик терминов, на доску)
Собрать листочки, перевязать ленточкой.

7.

 Рефлексия в кругу:
— Что мы делали на уроке?

  • Читали стихотворение.
  • Сочиняли синквейн.
  • Выстраивали логические цепочки.
  • Думали.

— Какие открытия для себя вы сделали?

  • Вся человеческая жизнь состоит из мелочей.
  • Надо быть очень ответственным, чтобы какая-то малозначительная деталь не испортила всю дальнейшую жизнь.
  • Человек может сразу не догадаться, что именно эта мелочь может сыграть роковую роль. Но ему почаще нужно думать о последствиях своих поступков.

8.

Домашнее задание: выучить стихотворение С.Я.Маршака наизусть.