Математическая игра для 5–6-х классов "Олимпиада"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • развивать и укреплять интерес к математике;
  • развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, стремление к преодолению трудностей;
  • воспитывать умение работать в команде.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Добро  пожаловать  на  открытие  внутришкольной   олимпиады!
– Чему же посвящено наше состязание?
– А состязание посвящено «царице» наук – Математике!
– И все виды спортивных программ, так или иначе, сегодня связаны с математикой.
– А звание чемпионов сегодня будут оспаривать две команды.
– Каждая команда представляет свою математическую страну. Какие же страны сегодня будут состязаться, мы узнаем от самих команд.

Слово для представления – командам.

– Спасибо командам!
– И как заведено в спорте, разминка перед состязанием.

Разминка

– В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.
– Кто больше назовёт пословиц и поговорок, связанных с математикой.

  • Один человек две шапки не носит.
  • Семеро по лавкам.
  • И один в поле воин.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь!
  • Семь бед – один ответ.
  • Семеро одного не ждут.
  • У семи нянек дитя без глаз.
  • Бог любит Троицу.
  • Семеро с ложкой, один с сошкой.
  • Чёртова дюжина.

– А теперь приступим к самим состязаниям и первый вид программы – Бокс.
– А почему именно бокс?
– А потому, что один из самых великих математиков древности, ПИФАГОР, был чемпионом олимпийских игр именно по боксу.
– С самой знаменитой теоремой Пифагора вы познакомитесь в 8 классе, когда будете изучать геометрию.

Бокс

Два боксёра перед вами,
У боксёров странный вид!
Отгадайте быстро сами,
Кто на ринге победит?

Время дарам не теряйте,
Труден только первый ход:
Цифры каждого сложите
Кто сильнее? Чья возьмёт?

Победителем в боксе будет та команда, которая первой назовёт верные суммы и их сравнившая.

– В этом виде программы золотую медаль получает команда…

– Кроме самого Пифагора в олимпийских играх побеждали и его ученики, так как кроме духовного развития они заботились и о физическом. Среди борцов неоднократным победителем был Молин; легендарный прыгун Фоил.
– А сейчас мы проверим, в какой физической и умственной форме находятся наши участники.
– И так, следующий вид нашей программы – Бег с препятствиями.
– Препятствия – ошибки. Ваша задача: как можно быстрее преодолеть дистанцию, при этом не пропустить ни одной ошибки.
– Подчеркните за … минуты все примеры, в которых допущены ошибки.

Бег с препятствиями

3 + 12 = 15                           6 + 15 = 22
13 – 4 = 9                             17 + 7 = 23
19 + 5 = 24                           14 – 8 = 6
15 + 5 = 10                           14 + 8 = 22
2 + 11 = 13                           13 + 3 = 10
12 – 7 = 5                             13 – 2 = 11
16 + 6 = 22                           15 + 9 = 25
18 + 4 = 22                           5 + 17 = 22 
15 – 8 = 7                             18 – 8 = 10
16 – 9 = 7                             19 – 6 = 13
15 – 4 = 11                           14 + 9 = 23
14 – 9 = 5                             9 + 12 = 21
5 + 18 = 22                           16 + 8 = 23
19 – 7 = 13                           12 – 6 = 6 
16 – 2 = 13                           7 + 18 = 25
18 – 4 = 12                           16 – 5 = 11 
16 + 4 = 22                           5 + 13 = 18
16 + 9 = 28                           13 – 5 = 18
15 – 2 = 13                           23 – 9 = 14 
12 – 9 = 3                             12 – 4 = 12

Слово жюри:

– В этом виде программы почётное первое место заняла команда…

– А пока жюри подводит итоги – сценка «Бабушки».

1 – Где это мы сегодня?
2 – Сейчас скажу…(Вспоминает). Пиада, нет олимп, нет пиадалимп…
1 – А может олимпиада?
2 – Ага, ага, так кажись, да ещё математическая.
1 – математическая? Я вот недавно с внуком уроки делала. Он мне говорит: «Бабушка, реши задачу. Представь себе, ты – машинист поезда, который едет со скоростью 60 км/ч. Начальнику поезда 40 лет, его помощник на 15 лет моложе. В составе поезда 20 вагонов, в каждом по 60 человек. Сколько лет машинисту поезда?». Ну, я ему сказала, что 30 лет. А он смеётся: «Это тебе-то 30 лет?». Никак не пойму, причём тут я.
2 – (Смеётся) Как причём? Ведь по условию задачи ты должна быть машинистом поезда.
1 – Я? Причём тут я?
2 – Притом, что в задаче говорится: « Ты – машинист поезда». Представляю тебя машинистом. (Смеётся). Тогда бы я точно знала причину крушения поездов.
1 – Не понимаю, ну что тут смешного?
2 – Да, твой внук хитрый, а мой ещё хитрее. Спрашивает: «Бабуля, если петух, стоя на одной ноге весит 10 кг, то, сколько он будет весить, стоя на двух ногах?».
1 – Ну и что?
2 – (Смеётся) Глупая, где ты видела такого петуха, чтобы весил 10 кг? Эта задача не имеет решения. Такого и индюка не найдёшь.
1 – Да уж, внук твой хороший фантазёр.
2 – А мой внук  кроме математики ещё и в футбол поиграть во дворе любит.
1 – Слушай, подружка, давай проверим, а ребята что лучше делают, в футбол играют, или  весёлые задачки решают?

Слово жюри:

– В этом виде программы почётное первое место заняла команда…

– А сейчас – футбол.
– На доске 7 цветных мячей, из них чёрный – штрафной (запасной), на каждом мяче своё задание.
– Выбрав мяч, и решив соответствующее задание, вы забиваете гол противнику, но право на следующий удар переходит к противнику.
– Будьте внимательны, задачи на смекалку!
Снимать цветные мячи с доски, читать задание и закреплять мяч у ворот противника (в случае правильного ответа).

Футбол

Задания, записанные на «мячах»:

  • Два землекопа выкапывают 2 метра канавы за два часа. Сколько землекопов за 5часов выкопают 5 метров траншеи?
  • В 9 часов утра из пункта А в пункт В вышел автобус со скоростью           40 км/ч, а одновременно из В в А вышел автобус со скоростью 60 км/ч. Они встретились в 11 часов. Какая из этих машин ближе к В в момент встречи?
  • Сколько концов у 5 с половиной палок?
  • Как разделить блинчик тремя прямыми линиями на 7 частей?
  • Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. На сколько частей распилили зайцы бревно?
  • Крышка стола имеет 4 угла. Если два угла отпилить, то, сколько станет углов у крышки?
  • Напишите цифрами число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц.

– В этом виде программы празднует победу команда…
– В подарок вы получаете от своих поклонников не совсем обычное, но очень правдивое стихотворение.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Всё это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами.
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

И десять тёмно – синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.

Стихотворение в двоичной системе счисления.

– А теперь партия в шахматы. И кто первым сделает правильный ход, тот и будет праздновать победу.
– Переложить одну спичку так, чтобы данное равенство стало верным.

Шахматы

VII  +  III  =  V

– И последний вид программы – творческий. Мы предлагаем вам заняться художественной гимнастикой.
– Изобразить картинку только из геометрических фигур и цифр.

Художественная гимнастика

– Подведём итоги нашего состязания. Оно было динамичным, как в спорте и интеллектуальным, как в математике.

Слово жюри.