Разработка плана действий и его запись

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • о/а - обеспечить усвоение плана действий решения информационной задачи;
  • в/а - формирование ИТК-компетентности учащегося - его готовности использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки по способам получения, обработки информации; формирование интереса к обучению, навыков взаимодействия, ответственности не только за себя, но и за других членов команды;
  • р/а - формирование основных стилей постановки и решения проблем (в том числе исследовательского), развитие различных речевых способностей детей и двигательной активности, включение моторной, слуховой, визуальной видов памяти, вариативного мышления.

Программное обеспечение: программно-методический комплекс "Роботландия" (Программа "Буквоед").

Используемые методы: аудивизуальный, коммуникативный, исследовательский.

План урока.

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Актуализация знаний (4 мин.)
  3. Теоретическая часть (8 мин.)
  4. Практическая часть. Выполнение заданий по группам (18 мин).
  5. Выступление групп (6 мин.)
  6. Подведение итогов работы групп (4 мин.)
  7. Домашняя работа (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока, знакомство с целью урока не только познавательной, но и социальной, например:

"Я надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои мысли, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе. Каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание".

2. Актуализация знаний.

Проговор в парах теоретических вопросов, взаиморезензирование и оценивание ответов в соответствии с представленным эталоном (образцом ответа, данным по желанию каким-либо учеником класса и одобренным педагогом).

Вариант 1

  • Перечислите основные действия с информацией.
  • Назовите приложение используемое для обработки текстовой информации.

Вариант 2

  • Приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания
  • Назовите приложение используемое для обработки числовой информации.

3. Теоретическая часть.

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ И ЕГО ЗАПИСЬ.

Мотивация - во многих информационных задачах и не только информационных (на уроках физики, химии и т.д.), в различных жизненных ситуациях, от вас потребуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный вам результат. Для этого нужно уметь разработать план действий как один из возможных результатов решения задачи, уметь записать план действий. Разработкой плана действий мы с вами и займёмся на этом уроке.

Рассмотрим пример на стр. 58 учебника.

Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может задавать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Ниже приведены вопросы Коли и ответы Пети в этой игре:

а -> б; мама -> нбнб; весна -> гётоб.

Отгадайте, какое правило задумал Петя.

Решение.

Анализ первой пары "а -> б" позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту. Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

В результате решения этой задачи мы установили правило преобразования входной информации в выходную (проговор ещё раз): каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

 4. Практическая часть. Выполнение заданий по группам.

На группу выдаётся задания на проверку усвоения закрепление нового материала. Задание предполагает ответы на вопросы для каждого ученика группы. Первый и второй ученики, отвечая на вопросы, могут искать подтверждение в тексте учебника или рабочей тетради. Третий ученик должен зафиксировать эти ответы. Далее ученики по кругу меняются местами. Четвёртый - организовывает работу. Таким образом, они должны совместно дать ответы на вопросы и от своей группы представить их на обсуждение всему классу.

На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется.

Говорить на уроке желательно тихо, приучая учащихся во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса.

Во время смены заданий звучит музыка.

По аналогии учащимся предлагается выполнить задание 9 (п.1-4, 6) на стр.61 учебника [1] (смотри Приложение 1) . За каждое выполненное задание по 1 баллу.

И задание № 50 на стр. 49 рабочей тетради [3] (смотри Приложение 2). За каждое выполненное задание по 2 балла.

Выполняется практическая работа - задания 7, 8, 10, 11,13 из программы Буквоед программно-методического комплекса "Роботландия". За каждое выполненное задание по 3 балла.

После работы на компьютере выполняется гимнастика для глаз.

5. Выступление групп.

После выполнения работ группы меняются своими записями.

Любой ученик (по выбору учителя) должен дать необходимые объяснения. Надо заранее наметить, кто из учеников в группе будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик). Остальные члены группы должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение слов докладчика, дополнить его выступление.

Учащиеся других групп могут задавать любые вопросы отвечающему ученику по обсуждаемому материалу.

Каждое дополнение членов данной группы или других групп поощряется учителем и приносит команде дополнительные очки, так же как и вопросы.

6. Подведение итогов работы групп.

В конце урока проводится обсуждение результатов работы групп.

Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому - 4).

Необходимо спросить у ученика выполняющего контролирующую роль, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнёры помогали друг другу.

На доске чертится таблица, куда заносятся результаты работы групп.

Группа Задание Актив. членов группы Дополнит. ответы Кул-ра общения Итоговый контроль
  19-20 0,5*n 1*n 0,5*n  
1          
2          
3          
  • От 33 баллов - "5";
  • От 25 до 32 баллов - "4";
  • От 17 до 24 баллов - "3".

7. Домашняя работа.

Параграфы 1.14 (стр.55-57), РТ № 51 на стр. 50

Список литературы.

  1. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса. Москва, "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2004 г., стр. на стр. 57 - 58, 61.
  2. Л. Босова, А. Босова.. Уроки информатики в 5 - 6 классах. Методическое пособие. Москва, "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2008 г., стр. 152 - 154.
  3. Л. Босова. Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва, "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2006 г., стр. 49 (№ 50), стр. 50 (№ 51).
  4. Ю.А. Первин. "Исполнители. Чёрные ящики", тетрадь | | , Предприятие "Роботландия", Переславль - Залесский, 1996 г., стр. 37 - 45.
  5. Ю.А. Первин. Курс "Лекции о Роботландии", АО КУДИЦ, Переславль-Залесский,1994 г., стр. 108 - 111.