Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тип урока: исследовательский.

Цель: Доказать, что почва является важнейшей частью экосистемы.

Образовательные задачи:

  • Исследовать состав почвы.
  • Выявить от чего зависит плодородие почвы.
  • Выяснить, кто обитает в почве и их роль.

Развивающие задачи:

  • развивать творческое мышление,
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать,
  • способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  • формировать эстетические, творческие, трудовые,
  • экологические качества личности,
  • коммуникативные отношения в коллективе.

Оборудование: диафильм о почве и жителях почвы, таблица 1 о почве и таблица 2 о животных, которые живут в почве.

Для опыта: горелка, почва, фильтр, стакан с водой, стекло с держателем.

У учащихся: почва, вода в стаканчике, фильтр, ложечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра».

II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

Но чтобы перейти к новой теме, повторим пройденный материал.

Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в которой сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

А какие профессии имеют живые организмы в экосистеме? (Производители, потребители, разрушители).

Какова роль производителей? (Снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом.)

Какова роль потребителей? (Возвращают растениям углекислый газ.)

Какова роль разрушителей? (Превращают умершие организмы в вещества необходимые растениям)

Могут ли разрушители напрямую передавать растениям минеральные вещества? (Нет)

Смотрим диафильм о росте растений. (Во время показа диафильма о том, как появляются растения из земли, учитель читает)

Есть на земле чудесная кладовая. Весной положишь мешок зерна, а осенью соберешь 20, весной положишь ведро картофеля в чудесной кладовой, оно превращается в 20 ведер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, моркови. Сказка или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть догадались?

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.

У слова земля несколько значений. Одно из них почва.

Так какая тема урока? Почва – важнейшая часть экосистемы

А что такое почва? Верхний слой коры

Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род

В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни

III. Совместное открытие знаний.

Для этого мы должны изучить состав почвы.

Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.

Во время опытов на доске появляются слова. Учащиеся вдвоем на парте делают опыты.

Опыт 1 (Учитель). Нагреть почву – стекло влажное.

Что есть в почве? Вода

Опыт 2 (Учитель и дети). Бросить комочек земли в воду. Что выделяется из почвы и поднимается вверх? Воздух.

Опыт 3. (Учитель и дети) Размешать ложечкой.

Что падает на дно? Песок.

А что медленно оседает? Глина.

А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества

Опыт 4 (Учитель). Бросить почву на огонь.

Что может гореть? Перегной (органические вещества)

Опыт 5 (Учитель и дети). Профильтруем воду.

Опыт 6 (Учитель) Капельку поместим на стекло и подержим над огнем.

Что осталось? Белый налет.

Что это? Соли.

Вывод: Это все объекты, какой природы? Неживой

Откуда они появились в почве?

  • Вода – дождь, снег.
  • Песок и глина – остатки горных пород.
  • Перегной – растительные и животные остатки отмерших растений.

Откуда соли?

Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. Таблица 2

Какие живые существа обитают в ней?

И пища им нужна особая. Какая?

А кто же после них остатки съедает? Микробы

Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.

А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.

Вывод: У доски составляем схему.

 

Корни растений всасывают воду, а в ней растворенные соли.

Но минеральных веществ в почве мало, откуда, же они берутся?

Перегной под воздействием микробов медленно превращается в соли.

Перегной как бы кормит растения.

От чего зависит плодородие почвы? От наличия перегноя. Таблица 1

Живые существа, которые живут в почве, тоже влияют на плодородие почвы. Как?

Диафильм о животных, которые живут в земле. Дождевые черви.

Вывод: Делают ходы. Перемешивают почву, измельчают остатки растений.

IV. Подведение итога урока.

Почему почва играет важнейшую роль в круговороте веществ экосистемы? Именно мусорщики превращают остатки умерших организмов в минеральные соли, необходимые для жизни растений.

Почва – одно из самых главных богатств страны, к ней надо относится бережно, поэтому ее необходимо беречь.

А как, вы узнаете сами из учебника и дополнительной литературы.

V. Домашнее задание

Стр. 43 № 4. Нарисовать плакат, призывающий людей бережно относить к почве.