Урок русского языка в 4-м классе по теме "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с наречием как частью речи;
  • развивать память, творческое мышление;
  • формировать навыки грамотного письма.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Чистописание

Черепаха, почта, чайник.

Найдите "лишнее" слово.

Какую букву будем писать? (букву ч)

Дайте характеристику звуку ([ч] - согл., мяг., непар., глухой)

Ча ч Чв чч :

Продолжите закономерность (Чд ччч ЧЁ чччч ЧЗ ччччч)

Глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.

Объясните смысл пословицы (Человек, у которого нет своей точки зрения)

Оформление тетради.

Постановка проблемы.

3. Работа в группах.

  • 1 группа Деревья надолго погрузились в глубокий сон.
  • 2 группа Зимнее солнце ярко освещает деревья.
  • 3 группа Ловкие зверьки весело прыгают по снегу.

Спишите предложения, подчеркните основу, определите части речи.

Были трудности? (У одного слова не смогли определить часть речи).

Поставьте проблему сегодняшнего урока (Узнаем, к какой части речи относятся эти слова).

Эти слова относятся к части речи, которая называется наречие.

Вывешивается карточка "Наречие".

Подумайте и запишите, что хотели бы узнать о наречии.

Представитель от каждой группы зачитывает перечень вопросов.

4.Определение совместной цели действия.

У наречий очень много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы сможете разгадать сегодня.

Какую работу выполняет?

Изменяется или нет?

На какие вопросы отвечает?

5. Открытие детьми новых знаний.

Попробуем ответить на первый вопрос. Для этого вернемся к предложениям.

Выпишите из предложений словосочетания.

Прочитайте словосочетания с наречием (погрузились (как?) надолго; освещает (как?) ярко; прыгают (как?) весело).

Какую же роль выполняет наречие? (Поясняет глагол).

Вывешивается карточка "Поясняет глагол".

Слово "наречие" - очень старое. Корень "речь" как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи "приглаголием".

Динамическая пауза.

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.

Переходим ко второму вопросу.

Учебник, стр. 108, № 175.

Задание выполняют самостоятельно, 3 ученика - у доски.

  • Я иду наверх
  • Мы идем наверх
  • Ты идешь наверх
  • Вы идете наверх
  • Он идет наверх
  • Они идут наверх
  • Пою громко
  • Читаю хорошо

Сравните свои записи с записями на доске.

Какой вывод сделаете? (Наречие - неизменяемая часть речи).

Вывешивается карточка "Наречие - неизменяемая часть речи".

Кто из вас знает, на какие вопросы отвечает наречие?

Ответы детей.

Спишите словосочетания, вставляя вместо точек подходящие по смыслу вопросы.

Встал : рано, сделал : хорошо, написал : много, ждал : внизу, пошел : вперед.

На какие вопросы отвечают наречия?

Вывешивается карточка "Куда? как? где? когда? сколько?"

6. Подведение итога найденному открытию.

Мы ответили на все три вопроса.

Попробуйте сформулировать правило. (Наречие - неизменяемая часть речи, которая поясняет глагол и отвечает на вопросы куда? как? где? когда? сколько?).

7. Первичная рефлексия.

Составьте предложения с наречиями, которые будут отвечать на вопрос:

  • 1 группа - как?
  • 2 группа - когда?
  • 3 группа - где?

8. Итого урока. Оценки.

Поделимся мыслями об уроке.

Где пригодятся полученные на уроке знания?

Оцените свою работу:

а) доволен :

б) не совсем доволен :

в) не доволен :