Использование игровых методик на уроках окружающего мира в процессе экологического образования младших школьников

Разделы: Начальная школа


Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью.

Экологическое образование в начальной школе направлено на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, на формирование экологических знаний, умений и навыков, на развитие экологического мышления и сознания. Целью экологического образования младших школьников является: ответственность за сохранение естественного природного окружения, ответственность за здоровье других людей, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды. Одна из главных задач курса "Окружающего мира" в начальной школе - заложить основы экологического образования на материале понятном и доступном детям младшего школьного возраста.

Понятие экологического образования включает в себя: систему знаний о природе, понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу, формирование у детей положительного отношения к природе, норм поведения в природе, желание беречь и охранять природу.

Младший школьный возраст характеризуется высоким познавательным интересом к миру природы, как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения его натуралистического кругозора и экологической эрудиции. Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами. Это период, особенно благоприятный для целенаправленного формирования экологического сознания.

Сегодня в нашем доме появилось множество телесных болезней: разрушение и оскуднение природных богатств, загрязнение вод, воздуха, почв; что многие беды случились в нашем зеленом доме по вине человека, из-за его экологически безграмотной деятельности, низкой экологической культуры. Чтобы положить этому конец, каждый житель Земли должен, наконец, уяснить, что все в природе взаимосвязано. Поэтому очень важно с самого раннего детства учить ребенка находить экологические связи - связи между растениями и условиями неживой природы, между растениями и животными, между отдельными животными (хищник - жертва: животное - среда обитания), между природными условиями и обитателями природы. Экологические связи невидимы. Младшему школьнику трудно осознать эти связи, чтобы на их основе строить собственное поведение в природной среде. Вот он видит, как по весне вдоль дорог и железнодорожных насыпей горит

прошлогодняя трава. Чаще всего - это дело как раз младших школьников и подростков. Ведь им представляется, что, сжигая старую жесткую траву, они помогают, росткам молодой зелени быстрее проклюнуться и украсить невзрачную природу ранней весны. Но неведано детям, что участки земли, обожженные палами огня, - дома множества живых существ: насекомых, черве, птиц, гнездящихся на земле; что в огне пожара сгорают не только они и их жилища, но и корни многолетних трав, семена многих цветковых растений : что гарь и пепел загрязняют воздух, что почва лишается органических веществ - гумуса: Ах, если бы ребенок знал об этом - разве бы он осмелился быть поджигателем чужого дома?

К сожалению, большинство жителей нашей планеты утратили экологическую грамотность. Поэтому встал вопрос о необходимости экологического образования населения, а в частности учащихся общеобразовательных школ на всех ее уровнях и этапах. И в этом процессе педагоги прибегают ко всем средствам, формам и методам, с помощью которых можно эффективно решать задачи экологического образования, - как к традиционным, так и нетрадиционным.

Для организации экологического образования могут быть использованы различные методы и формы обучения: урок-экскурсия, урок-игра, учебная тропа природы и т.д. В практике экологического образования очень широко используются традиционно-игровые методы. Ведь в игре впервые формируются и проявляются потребности ребёнка воздействовать на мир. В полной мере раскрываются творческие способности младших школьников. Игра всегда несёт дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования. Игровые методики, используемые на уроке, формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной работы (учебной деятельности). Оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Поэтому в практике начальной школы использование игровых методик имеет большое потенциальное значение для экологического образования младших школьников. Особое место отводится экологическим играм - форме экологического образования, основанной на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

Чтобы организовать игру на уроке учитель должен обладать развитым творческим воображением, определённым запасом знаний и умений в области методики игры.

Цели:

  • Познакомить учащихся с осенними изменениями в жизни лиственных и хвойных деревьев.
  • Сформировать понятие о способах приспособления деревьев к зимним условиям.
  • Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир.
  • Воспитывать потребность в общении с природой, бережное к ней отношение, желание любоваться окружающим миром.

Оборудование: листья березы, ветки сосны и ели, лиственницы, короны у учащихся, музыкальная композиция "Звуки леса", карточки со словами, картина леса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, а какое сейчас время года? (осень)

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

- Как греет солнце?

- Ребята, нас сегодня Лесовичок пригласил отправиться в путешествие. А вот куда, вы должны угадать сами.

- Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

- О каком зеленом друге говорится в загадке? (Это лес.)

- Сейчас вам необходимо представить небольшую поляну в лесу, на которой собралось очень много разных деревьев.

(На доске появляется картина с изображением леса осенью.)

III. Сюжетно-ролевая игра.

Звучит музыка "Шум леса" и выходит ученица в роли березки с печальным видом.

Учитель: Почему милая березка ты стоишь такая грустная, не гуляешь по полянке?

Береза: Я лиственное растение, живу на одном месте, потому что часть моего тела (корни) находятся в почве и мой ствол, на котором осталось так мало листиков вы можете видеть.

Учитель: Все прекрасно, у березки есть дом, корни, но она замерла, опустила свои ветки. Что же за беда к ней пришла? В чем причина? Сможем ли мы ей помочь?

Первым беду заметила почва.

Почва: Что с тобой случилось?

Береза: Я, наверное, заболела. Я, почему-то стала такая некрасивая - все листья облетели.

Почва: Ты заболела, потому что я охладилась.

Береза: Кто же виноват в том, что ты охладилась?

Почва: Наверное, солнце. Давайте у него спросим.

Солнце: Я стало греть все меньше и меньше согревать землю. Вот все растения и завяли, листья с деревьев облетели.

Почва: Вместе со мною охладилась и вода.

Вода: А меня, охлажденную, твои корни березка не станут всасывать!

Учитель: Давайте же, ребята, спросим у Лесовичка - он же все про все на свете знает о жизни леса. Что же за явление в природе пришло в лес?

Лесовичок: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопадом. Листопад нужен дереву в лечебных целях. Дело в том, что с водой дерево впитывает из почвы различные минеральные соли, но используют их неполностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в печи. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

Учитель: А еще, ребята, листопад защищает тонкие хрупкие ветви дерева от тяжести выпавшего снега, тем самым, приспосабливая дерево к зиме.

Береза: Значит, мне теперь не страшны зимние морозы и снежные бури!

Ученики: Нет, не страшны!

Учитель: Зима для березы и для других лиственных деревьев не только холодное, но и главное сухое время года. Почему, как вы думаете?

Береза: Теряя свои листья, я защищаюсь от зимней засухи. Нет у меня листьев - нет и обильного испарения воды.

Учитель: Посмотрите, ребята! Все ли деревья изменились с приходом осени?

(Выходят ель, сосна с ветками ели, сосны в руках.)

Ель:

Недаром про меня говорят:
Зимой и летом - одним цветом.

Учитель: А почему так говорят?

Ель и Сосна: Да потому что наши листья покрыты толстой кожицей, она пропитана пробковым веществом. Поэтому наши листья испаряют влаги меньше, чем широкие листья берез и наши корни будут доставать из охлажденной почвы слишком мало воды.

Сосна:

Ребята, отгадайте загадку:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

Учитель: Как называется это дерево? (лиственница) А почему назвали так?

(Выходит лиственница.)

Лиственница: Мои хвоинки желтеют и опадают осенью так же как листья березы и других деревьев.

Учитель: Видите, ребята, как в природе все сложно. Что бы нам с вами хорошо все запомнилось, построим в лесу наших героев так, чтобы было видно, кто от кого зависит.

(Из числа зрителей вызываются ученики и связываются руками друг с другом.)

IV. Подведение итога игры.

Вывешивается картина леса и на ней располагаются предметные картинки и слова на карточках.)

  • солнце (протягивает руку к почве)
  • почва (протягивает к воде) (она охладилась)
  • вода корни

- Нарисуем связи на доске.

V. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Что такое листопад?

- Какое значение имеет листопад в жизни растений?

VI. Рекомендации для занятий дома.

Дети дома могут выполнить задание на стр. Рабочей тетради - раскрасить деревья, так как они выглядят летом, осенью и зимой.