Урок русского языка во 2-м классе "Ударение. Понятие ударного и безударного слогов"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Уточнить представление об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.
  • Развивать умение различать и выделять в слове ударный и безударный слоги.
  • Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

ОБОРУДОВАНИЕ: детский экологический журнал "Свирель."№4, 1999г."

ХОД УРОКА

Приветствие.

Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.

-Начнем наш урок с минутки чистописания. Откройте,пожалуйста, тетради и запишите число и классную работу.

-Первую строчку каждый прописывает самостоятельно, отрабатывает то, что у него не получается.

-Вторую строку мы пропишем вместе. Следующее сочетание букв. Давайте их назовём.

ЧК ЧН НЩ

-Какую орфограмму они нам напоминают?

-Посмотрите, как правильно пишутся эти буквосочетания. Пропишите вместе со мной в воздухе.

-Сели красиво, тетради положили правильно, взяли ручки, начали.

-Достаточно. Посмотрите на доску и прочитайте слова.

Гоньщик, ласточка, точька, срочный.

-Что вы можете сказать о написании этих слов?

-В этих словах имеется орфограмма, которую мы проговаривали. Выделим эту орфограмму.

-Исправьте ошибки. Спишите грамотно.

(Списывают слова в тетрадь.)

-Молодцы. Идём дальше .Посмотрите на следующую группу слов. Почему они все написаны с большой буквы?

Букварь. Наташа. Собака. Сад. Лыжи.

-А если вместо точки поставить запятую, все ли слова будут написаны с большой буквы.

-А какие слова останутся с большой буквы? Почему?

-Какие ещё орфограммы вы видите в этих словах?

-Запишите эти слова в тетради, с красной строки, через запятую, выделите все орфограммы.

Работа по теме урока.

-Отложите ручки и посмотрите на доску.

поля

хлеба

врачи

леса

листы

-Что объединяет данные слова?

(Слова состоят из двух слогов, второй слог ударный.)

-Я хочу уточнить, что обозначает этот значок?

(Ударение.)

-Что такое ударение?

-Разделите эти слова на слоги.

-Ударение на который слог падает?

Что их объединяет?

-Как называется слог на который падает ударение?

-Давайте попробуем поставить ударение на первый слог. Что у нас получится?

-Слышим ли мы в речи такие слова: врачи, листы?

-Как вы думаете, важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Чему же мы тогда должны научиться?

-Сегодня мы с вами будем учиться: ставить ударение, делить слова на слоги, выделять ударный и безударный слоги.

-Ещё раз проговорим тему урока. Чему же мы должны научиться? А в этом нам помогут следующие задания.

-Прочитайте предложения и сравните между собой выделенные слова.

(в выделенных словах ударения стоят на разных слогах)

Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.

-Чем сходны эти слова и чем различаются?

-Почему они звучат по-разному?

-Важно ли уметь правильно ставить ударение?

-Почему важно?

-Скажите, как определить, на какой слог падает ударение?

(Разделить на слоги.)

-Косит - назовите ударный слог.

-Косит - ко ударный слог или безударный?

-Давайте разберём вторую строчку.

(Аналогично разбираем вторую строку.)

-Запишем эти предложения в тетради по рядам : 1ряд-1предложение, 2ряд-2предложение.

-Умение ставить ударение и выделять ударный и безударный слоги является орфограммой.

-Об этом написано в учебнике на с.95.Прочитайте ещё раз сами.

-А раз это орфограмма, знание этого правила поможет вам ставить ударение, выделять ударный и безударный слоги.

Первичное закрепление.

-Давайте мы выполним следующее задание. Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Поставьте ударение.

Верблюды, гусеница, жаворонок, звонит, магазин, ремень, щавель.

-А теперь разделите их на слоги. Назовите ударный слог в слове верблюд, :?

-Назовите мне слова, которые обозначают животных.

-Какое значение они имеют в жизни человека?

-Выпишите слова, которые обозначают названия животных.

(Если будет время, дать составить предложение с одним из этих слов.

Например: Верблюд - верный помощник человека.)

Самостоятельная работа.

-Давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили материал?

-На доске записаны слова. Послушайте их:

Молоко

Огород

Лесник

Осина

Девочка

Ежи

Цапля

-А задание следующее. Слушайте внимательно. Слова надо переписать столбиком, в каждом слове поставить ударение, разделить на слоги, выделить ударный слог.

-Что вы будете сейчас делать?

Кто повторит задание?

(Работают самостоятельно в тетрадях.)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Открываю образец.)

Молоко

Огород

Лесник

Осина

Девочка

Ежи

Цапля

-У кого выполнено точно так же?

-Ударение поставили все?

-На слоги разделили все?

-Ударный слог выделили?

-У кого выполнено точно также как у меня?

-Какое слово я выделила?

-Мне хочется каждому из вас сказать молодец, потому что вы все были активными, хорошо работали, правильно отвечали на вопросы.

Итог урока.

-Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали?

-Чему мы с вами сегодня учились?

-У вас на столах три кружочка (красный, жёлтый, зелёный).

Красный - ты понял тему урока.

Жёлтый - тебе ещё надо помочь.

Зелёный - тебе всё было понятно.

- Поднимите тот кружочек, на сколько вы разобрались в теме урока.

(8 зелёных, 3 жёлтых : Валера, Иван, Ангелина.)

-Молодцы, спасибо большое.

Домашнее задание.

-Дома вам надо выписать 5 слов из словаря (в конце учебника), поставить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть ударный слог.

Ударение.

Если в слове больше одного слога, то один какой-нибудь слог произносится сильнее других, с ударением: дерево, деревья.

Такой слог называется ударным. Остальные слоги называются безударными.

Вообще-то ударение ставят потому, что так удобно произносить слово. Но иногда ударение может поменять смысл слова!

Прочитайте: замок. Вы подумали про сказочный замок или про висячий замок?

"Пульс" в слове.

Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным ударением, наше внимание уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно.Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах арбуз, верба, документ, нструмент, кухонный, красивее, молодежь, намерение, обеспечение, портфель, призыв, прирост, простыня, ремень, средства, свободнее, случай, столяр, упрочение, щавель и др.

Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершнно другую форму слова, либо новое слово. Например: бьются волны - нет волны, высокие горы и дошел до горы, мягкие руки и не видно руки. Только ударением различаются слова атлас и атлас, замок и замок, мука и мука, выкупать и выкупать.

Различное место ударения может привести к изменению смысла слова. Об этом - стихотворение Я. Козловского:

Мне слово чудно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на о -
Исчезло чудно,
Родилось чудно.
Скорей, сестра, на рыб
Взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука, -
Поварам наука.
Косит косец,
А зайчишка косит,
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Иголка ходит вверх и
Вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.

С целью уточнения роли ударения в слове и был проведён урок русского языка.