Секрет выбора профессии

Разделы: Классное руководство


Тип занятия – комбинированный

ДЦ: создать условия для формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
  • развивающая: способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
  • воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемное изложение материала
  • частично-поисковый

Форма организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал для групповой работы;
  • рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению;
  • видеофрагменты;
  • презентация ученика о своей будущей профессии;
  • презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы
  • документкамера,
  • фотостенд “Мир профессий”

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.

Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.

- Согласны ли вы с этими словами? Почему?

- А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?

- Какой же вывод напрашивается?

(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель: Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ. См. приложение № 1)

Учитель:

- Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)

- Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)

4. Объяснение нового материала

Учитель: Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?

(Просмотр видеофрагмента : диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)

(Ответ: потому что профессия бухгалтера не соответствовала ее психологическим особенностям).

Учитель: Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.

- Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? - Вернемся к формуле выбора профессии.

(Работа на интерактивной доске)

Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.

5. Осознание и осмысление первичной информации

Учитель: Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара. См. приложение № 3)

- Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?

- Что не учла? Почему?

(Оценивание проекта другими учениками)

6. Практическая работа (работа в группах) См. приложение № 4

Учитель: Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий

(групповая работа и презентация результатов групповой работы).

Психологический тест.

Учитель: Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).

7. Рефлексия

- Что нового ты сегодня узнал на занятии?

- Какие трудности испытывал и почему?

- Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?