Интегрированный урок "Вечные темы в стихах поэтов XIX века"

Разделы: Литература


Используемые медиаресурсы: редактор составления слайд-презентаций Power Point, текстовый редактор WORD

Цели:

  • развитие речи обучающихся;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

Задачи:

  • расширять словарный запас обучающихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать познавательные и творческие способности обучающихся.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • Восполнение недостатка демонстрационного наглядного материала;
  • Снижение перегрузки учащихся за счёт разнообразия видов деятельности на уроке, предупреждение утомляемости;
  • Повышение положительной мотивации к процессу обучения, интереса к изучаемому предмету.

Приложение 1 (Ссылка не приводится из-за недопустимо большого рамера документа. Прим. ред.)

ХОД УРОКА

Слайд 1
– Сегодня на уроке мы поговорим об одной из вечных тем в лирике поэтов – о природе, а значит и о Родине, потому что эти слова неотделимы друг от друга, недаром у них один корень:
при-род-а, Род-ин-а
Мы будем говорить о временах года, потому что такая зима, такая весна, такое лето и такая осень  бывают только у нас.
Слайд 2
Эпиграфом нашего урока являются слова М. Дудинцева.
(чтение эпиграфа)
А как вы понимаете слова: «Берегите природу»
Итак, мы отправляемся в путешествие по временам года.
Слайд 3
Матушка-весна всем людям красна.
Весна – это необычное время года. Природа просыпается после зимней спячки и радует нас своей красотой.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Почему вы так решили?
О чём это стихотворение?
Послушайте, как о весне пишут другие поэты. Звучат стихотворения в исполнении учеников: А.Фет «Весенний дождь», А. Толстой «Звонче жаворонков пенье»
Слайд 4
Власть зимы свергнута, вокруг поют птицы, снег почти сошёл, расцветают подснежники, мать-и-мачеха, сирень.
Назовите цветы, которые распускаются весной. Что вы о них знаете?
Слайд 5
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Как вы понимаете эти слова?
О ком написано стихотворение? Какие легенды вы слышали о лебединой верности? Что это за птицы?
Слайд 6
Чем необычна птица, изображённая на слайде?
На солнечной опушке среди разряженных трав поспевает земляника, душистая, сладкая, во рту тает.
Как правильно ухаживать за земляникой и викторией?
Послушайте стихотворения о лете: И. Бунин «Ясным утром», И. Козлов «Бабочка».
Ребята, а что вы знаете о бабочках? (Приложение 2)
(Используются элементы технологии РКМЧП – создание кластера и работа с текстом о бабочках)
Слайд 7
После прочтения текста кластер дополняется.
Слайд 8
Осенью и у воробья бал.
Жёлтый цвет – символ осени. Солнечный наряд садов, парков, лесов дал ей название – золотая. Путь у природы от лета до зимы долгий: ранняя осень, золотая осень, глубокая осень, предзимье. И каждая пора по-своему хороша.
Чтение стихотворений: А. Плещеев «Осень наступила», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
Ребята, в стихотворении Ф. Тютчева «Осенний вечер» исчезли прилагательные-эпитеты. Ваша задача заключается в том, чтобы вставить свои варианты прилагательных.
Каждый ученик получает листок со стихотворением и занимается творчеством. (Приложение 3)
Несколько работ зачитывается, оценка не даётся.
Слайд 9
Проверим, как описал осень Тютчев.
Слайд 10
Зима – хранительница полей. Зимой растут сугробы, снег скрипит под ногами, мороз крепчает.
Почему А. Пушкин называет зиму волшебницей?
Дети читают стихи: С. Маршак «Декабрь», А. Пушкин «Зимнее утро»
Слайд 11
Какие ассоциации возникают у вас после просмотра зимних пейзажей, запишите в тетрадь.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие.
Давайте ещё раз посмотрим на весну, лето, осень, зиму.

На фоне песни Скачкова «Я люблю природу» ученики смотрят слайды. (Приложение 4)

Итог: напишите о ваших впечатлениях о сегодняшнем уроке (5 минут). Или это может быть домашним заданием.