Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Изучение романа Жюля Верна "Таинственный остров"

Разделы: Преподавание литературы


Дети наши уже давно перестали читать, и это ни для кого не является секретом. Телевизоры и компьютеры им заменили чтение. Различные издательства также поспособствовали этому: все произведения школьной программы в кратком изложении, да и готовые сочинения уже есть. Зачем же нашим детям напрягаться?  Трудно, пожалуй, только учителям. Ведь задача учителя литературы состоит в том, чтобы не только изучить произведение, но и привить еще любовь к чтению. Разработок поурочных планов, статей, конспектов в помощь учителю (особенно молодому педагогу) очень много, тем не менее, каждый учитель при изучении той или иной темы и с учетом особенностей класса составляет свое календарно – тематическое  и поурочное планирование.  На изучение некоторых произведений  отводится  1-2 часа. Этого, конечно, мало. Привить любовь к автору и конкретному произведению  в этом случае крайне сложно. Особенно это касается зарубежной литературы. В 6 классе на изучение «Таинственного острова» Жюля Верна отводится 3 часа. Зная, что учащиеся до сих пор не знакомы ни с самим писателем, ни с его произведениями, я решила посвятить творчеству писателя и его роману намного больше уроков, чем того требует программа. Особая сложность была в том, что «Таинственного острова» не оказалось ни в школьной библиотеке, ни в сельской (такое тоже бывает). 2 экземпляра  были найдены. Я предлагаю свою разработку уроков по изучению романа Жюля Верна «Таинственный остров».

Цели: 

  • знакомство с жизнью и  творчеством французского писателя Жюля Верна и его романом «Таинственный остров»;
  • способствовать закреплению у детей интереса к чтению;
  • приобщение детей и родителей к совместному чтению;
  • развитие умения работать с книгой;
  • совершенствовать умение пересказывать прочитанный и прослушанный текст;
  • умение анализировать текст;
  • воспитание человека, готового прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование урока: портрет писателя; книги Жюля Верна; географическая карта мира.

1-й урок. Вводный.

Ход урока

Слово учителя (некоторые моменты биографии писателя записаны на доске).

Едва ли можно оспорить утверждение о том, что француз Жюль Верн является одним из самых знаменитых писателей мира. Поколение удивленных, восхищенных, просветленных мальчишек и девчонок всех рас и народов – это тоже Жюль Верн. Блестящий фантаст и гениальный Выдумщик – все Жюль Верн…

Жюль Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года во Франции. Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой  стезе. В  1852–1854 гг. он работал секретарем директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером,  не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.

Жюль Верн – французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы, создатель жанра научно – фантастического романа; его произведения в значительной мере способствовали  не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических  работ по освоению космоса, начатым Годдардом и Обертом. Верн был членом Французского Географического общества. Он создал целую библиотеку увлекательных  приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. Писатель увлекался  естественными науками, интересовался новинками науки и техники, был знаком с учеными. Изобретателями, инженерами, посещал научные диспуты, доклады. Все это помогало успеху его книг. Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе 3 неоконченные, опубликованные в конце ХХ века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

Творчество Ж. Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонение перед силой мысли. Сочувственно он описывает и борьбу за национальное освобождение.

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру: Англия, Шотландия, Скандинавия, США, Нидерланды, Германия, Дания, Италия… А свое первое путешествие он предпринял в 11 лет: удрал из дому и благодаря своему высокому росту устроился юнгой на торговое судно, но через несколько часов беглеца вернули родителям.

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда. Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.

В честь Жюля Верна названы:

  • первый автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА;
  • кратер на Луне диаметром 143 км.

В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: акваланги, телевидение, космические полеты, большие подводные лодки, самолет, вертолет.

Многие романы Верна были с успехом экранизированы, в том числе и у нас в стране:

  • Дети капитана Гранта (1936г.)
  • Таинственный остров (1941г.)
  • Пятнадцатилетний капитан (1945г.)
  • Сломанная подкова (1973г.)
  • Капитан Немо (1975г.)
  • В поисках капитана Гранта (1985г.)
  • Капитан «Пилигрима» (1986г.)

Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя.

Вопрос к учащимся

Кто из вас видел фильм по роману Жюля Верна?

(Если в классе есть дети, видевшие эти фильмы, то они могут поделиться впечатлениями. Если таковых детей не оказалось, то учитель сам может ответить на вопрос, какие фильмы он видел.)

Слово учителя

Свое знакомство с творчеством Жюля Верна  мы начнем с увлекательного, захватывающего чтения романа «Таинственный остров».

Комментированное чтение  учителем первой главы.

Беседа по вопросам.

– Когда и где происходят события, описанные в первой главе?

Комментарий учителя: Автор не зря указал конкретную дату 23 марта 1865 года. Это реальное событие, произошедшее в Тихом океане. Разрушительный ураган свирепствовал с18 по 26 марта 1865 года и имел много разрушительных последствий, также описанных Жюлем Верном в своем романе.

Работа с географической картой.

Рассмотрим опустошительный путь урагана, описанного в данной главе по карте.

Беседа по вопросам.

Сколько людей оказалось на воздушном шаре? (Пятеро.)</