"Файлы и папки"

Разделы: Информатика


Урок: лекция + практика (45 минут).

Класс: 7

Формы проведения урока: лекционно- практический метод, демонстрация.

Цели урока:
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала

Задачи урока:
Образовательные:

  • Получить представление об иерархической структуре компьютера;
  • Изучить основные понятия: корневой каталог, файл, папка, расширение и имя файла, путь доступа;
  • Рассмотреть на практике операции с файлами и папками

Развивающие:

  • Развить умение ориентироваться в дереве каталогов;
  • Развить способность к поиску файлов, папок, созданию папок;
  • Развить интерес к изучению информатики.

Воспитательные:

  • Воспитать чувство ответственности  за программное обеспечение (системные каталоги) размещённое на диске.

Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:

  • Об основных способах организации информации;
  • Владеть понятиями: файл, каталог, путь доступа, расширение и имя файла;
  • Уметь оперировать этими понятиями;
  • Знать основные правила (допущения, ограничения) в описании файлов и каталогов;
  • Знать  перечень и специфику наиболее часто употребляемых расширений (типов) файлов;

Учащиеся должны уметь:

  • Уметь осуществлять поиск необходимой информации по заданной структуре;
  • Уметь осуществлять операции с файлами и папками.

Материалы и оборудование:
ПК, учебник 7 класса, «Теоретический помощник» <приложение 1>,  «Практикум»  <приложение 2>,  карточки- задания, учебная  презентация  Power Point <приложение 3>.

Основополагающий вопрос:
Как найти дорогу к файлу?

Ход урока:

Подготовительный этап:
Организационный момент урока

Этап обучения:
1. Рассмотреть теоретические  вопросы:
«Структура файловой системы».
«Полный путь к файлу».
«Имя и расширение файла».
«Папки. Создание папок».

2. Закрепление

  • Вопросник.
  • Командные упражнения.
  • Выполнение практикума.

Заключительный этап:

  • Подведение итогов занятия.
  • Рефлексия (тестирование).
  • Домашнее задание.
  • Выставление оценок.

Слово учителя:
Проверка присутствия на уроке по журналу.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению темы «Файлы и папки», целью нашего сегодняшнего занятия является: изучение файловой структуры операционной системы Windows, знакомство с понятиями: файл, корневой каталог, папка, имя и расширение файла, путь поиска.
Вам раздаётся  «Теоретический помощник», с его помощью вы можете ответить на вопросы, возникающие  по ходу урока.

Итак, в путь по файловой структуре!
Основополагающий  вопрос нашего урока «Как найти путь к файлу?». Уверена, что в конце урока каждый из вас сможет ответить на этот вопрос.

Я думаю, вы успели заметить шуточную выставку на  тему нашего урока  «Как извлечь информацию из чёрной дыры?», «В вашей файловой структуре можно ногу сломать!».

Все кто работает с компьютером, привыкли ценить рабочее место на жёстком диске. Обычный жёсткий диск – это устройство физическое. Его можно установить или  удалить. Логический  жёсткий диск нельзя потрогать руками – физически он не существует. Это просто один из разделов жёсткого диска. Работая с компьютером, мы не замечаем разницу между  физическим и логическим  дисками.  Каждый диск имеет уникальное имя в виде буквенного обозначения. Например:С:, D:, и т.д. 
Вся информация, хранимая на этих дисках представлена в виде файлов. Сколько файлов может поместиться на жёстком диске? Ответ кажется простым. Чем больше  объём диска и чем   меньше файлы, тем больше их поместится. Тот факт, что на жёстком диске можно сохранить более 65000 тысяч разных файлов ещё не значит, что так надо поступать. В портфель тоже  можно положить 500 отдельных листков, но так не делают. С тетрадками и книгами работать удобнее. Для удобства работы с файлами на диске создаются каталоги (в дальнейшем будем называть - папки). Каждый сам создаёт себе на диске такие папки, какие ему удобно (см. «Теоретический помощник»). Каталог (папка)- это имя группы файлов, объединенных по какому – либо признаку и хранимых на одном диске (папка имеет имя, как и файл).
Папки бывают системными и рабочими, объекты операционной системы Windows  хранятся в системных папках и изменения в этих папках могут привести к неправильной работе компьютера или его «зависанию», к таким папкам относятся папки Windows, Program File. Рабочие папки создаются  для вас операционной системой (например: папка Мои документы), или вы их создаёте сами (например: папка Фото моей семьи).

Мы с вами уже познакомились с ОС Windows. Очевидными объектами этой системы являются  файлы - поименованная область на диске для хранения информации, все файлы имеют уникальное имя (в которое входит адрес), дату создания, размер, тип (расширение).
Имя файла - может быть любой длины, стандарт 8 символов, имя созданному  вами файлу даёте сами.

Работа с теоретическим помощником приложение 1

Расширение файла (тип)- обычно применяются расширения с 3, 4-мя символами. Имя файла отделяется от типа точкой. По типу файла компьютер определяет: это файл- программа или документ. Если в типе файла стоят обозначения .exe, .com, то это программа. Все остальные обозначения ПК определяет как документы. По типу документа компьютер определяет, в каком приложении обрабатывается документ. Например, после двойного щелчка компьютер открывает документ в том приложении, в каком он был создан.

Виды расширений:
.bmp-рисунок графического приложения Paint
.txt-документ приложения Блокнот
.doc-документ  текстового редактора Word b Word Pad
.wav- звуковой файл приложения Фонограф
.avi- видеоклип
Подробнее вы можете ознакомиться с видами расширений файла на стр.90 учебника.
Существует определённый  ограничитель для символов, используемых для записи имен файлов и папок:
Запрещённые символы в имени папок и файлов:
\ / : * : ? | . « » < >

Для того чтобы отыскать нужный нам файл на диске,  не заблудиться и достигнуть поставленной цели, мы должны знать  путь  доступа к этому файлу, или его адрес. Путь доступа - цепочка имён каталогов, точно указывающих местоположение файла.
Он должен содержать имя накопителя (дисковода), маршрут (цепочку имён каталогов), имя файла, находящегося в последнем каталоге маршрута (древовидная структура).
Например:  С: \ Мои документы \ Визитка.doc
Но это задача уже не компьютера, а человека. Если мы иногда  наводим порядок в  ящике письменного стола или в портфеле, то почему не навести порядок на жёстком диске, раскладывая файлы  по тем папкам, в которых их удобно хранить. Удалив ненужные файлы, папки  в  специальную программу Корзина.

Познакомимся с тем,  в  виде какой структуры хранятся файлы на жёстком диске. И какие  ещё структуры хранения информации существуют.

Все файлы хранятся на диске в виде иерархической структуры (дерево данных). В этой структуре каждый элемент определяется путём, который к нему ведёт, начиная от вершины (См. схему №1  <рисунок 3>).


Рисунок 3

Существует несколько структур хранения информации:

  • Линейная структура и табличная структура.
  • Линейная структура представлена в виде списка.
  • Табличная структура (схема №3)
ФИ 1 2 3       1.09 Тема
1 Иванов Петя н 5         2.09 Тема
2 Сидоров Паша 5   4       3.09 Тема
3 Петрова Вера   4 5          

 Иерархическая структура <рисунок3>.

Итак, мы теперь с вами знаем что представляет собой иерархическая структура представления данных. Но как эта структура  размещена  в компьютере?  Своими глазами файловую структуру можно увидеть  в программе Проводник (Обзорное знакомство. В виде демонстрации учитель запускает приложение Проводник, показывает структуру папок).  В основе этой  структуры лежит  конкретный диск (гибкий, жёсткий, лазерный). Вспомним, что диски обозначаются латинскими буквами. На дисках содержаться каталоги (папки). Папка, как и файл, имеет  уникальное имя. Самая верхняя папка называется корневой. Её имя совпадает с именем диска. В папках могут храниться другие папки, они называются вложенными, и файлы.

Закрепление:
Сейчас  я проверю, что вы запомнили из услышанного на уроке и проведём небольшой «Вопросник», если у вас возникнут трудности при ответе на поставленный мной вопрос не забывайте о «Теоретическом помощнике».

Закрепление
1.Вопросник

  1. Что такое файл?
  2. Что присваивается каждому файлу?
  3. Количество символов, которое допускается использовать в имени файла и его расширении?
  4. Какие символы исключены из использования в имени файла?
  5. Перечислите  несколько расширений (типов) с краткой характеристикой этих расширений.
  6. Что такое каталог (папка)?
  7. Какую форму напоминают упорядоченные файлы и каталоги на диске?

2.Командное задание.

Похвалить ребят за активную работу (если таковая наблюдалась).
Настало время  для выполнения практического задания.

Практическая часть:

Практикум <приложение 2>.

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Домашнее задание:
Повторить  тему: «Хранение информации в ПК»
Учить: п.3.4. Файлы и папки стр.88-95

Выставление оценок.