Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Окружающий мир по теме "Птицы зимой"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель:

  • дать представление о зимующих птицах и их значение зимой;
  • познакомить с мероприятиями по охране птиц;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к птицам, чувство сопереживания.

Оборудование:

  • плакат с изображением зимующих птиц;
  • эмблема с изображением птиц;
  • раздаточный материал: семена для птиц;
  • плакат “Виды кормушек”;
  • диски с аудиозаписью “Голоса птиц”, “Времена года” П.И. Чайковского.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение?

Улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу! В добрый час!

2. Сообщение темы и цели урока.

- На улице зима. Всё белым – бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.

- Что мы относим к живой природе?

(К живой природе относятся: животные , птицы, насекомые...)

- Назовите изменения, происходящие в природе с приходом зимы.

(Солнце всходит всё позже, поднимается всё ниже над землей, заходит всё раньше, поэтому земля получает света и тепла всё меньше...)

- Как звери готовились к зиме?

(Запасали корм, меняли окраску, накапливали жировой запас, улетали в теплые края...)

- Давайте представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.

Инсценирование.

Белка: Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.

Мышь: Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как у тебя, белка, в дупле оказались.

Автор: На опушке появилась лиса. Что-то она приуныла?

Лиса: Заяц – беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубке щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку одела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.

- Ребята, как же звери готовились к зиме?

(Сушили грибы, запасали орехи, меняли окраску)

- Как вы думаете все ли звери знают, что такое зима?

(Все)

- Давайте послушаем, что скажут по этому поводу скворец и цапля.

Инсценирование.

Цапля: Здравствуй, скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой – то чижик – пыжик важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой – то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может быть – это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

(Потому, что это перелетные птицы. На зиму они улетают.)

3. Новый материал.

На доске вывешивается таблица “Птицы”

Многие птицы улетают от нас на зиму в другие страны. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

Инсценирование.

Стук в дверь. Входит почтальон.

- Вам письмо.

Учитель вскрывает конверт, читает письмо.

SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!

- Кто послал его? Птицы!

- Чтобы им помочь, надо узнать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. Как им можно помочь?

- Для этого давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная! В лесу тихо.

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”, “Декабрь”. Учитель читает стихотворение...

Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много
Про лесных сказать птенцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда-то
Ярко – красные щуры.

Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

По ходу чтения стихотворения дети рассказывают о поползне, снегире, дятле, клесте, синице (Приложение №1).

Физминутка.

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)
Почесали клювом грудку, (встали, наклоны головы влево – вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо нам известные. Какие?

(Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики)

Выступление про названных птиц заранее подготовленных учеников.

- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и ей тепло под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из – под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить ее. А еще зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Послушайте.

Инсценирование.

Дятел: Что ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел: Нашел время радоваться.

Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!

Клест: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мама греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.

- Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?

(Потому что им есть чем питаться)

- Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он унего крестом. Родятся эти птицы с прямым клювом, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишек, клюв меняется. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метелей, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны...

- А что мы должны?

(Подкармливать птиц)

- Чем кормятся птицы?

(Семенами)

4. Закрепление.

Работа с раздаточным материалом (семенами для подкормки птиц)

- Какие птицы ими питаются?

Семена:

  1. Подсолнечника (все птицы)
  2. Арбуза (синицы, поползни)
  3. Пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы)
  4. Тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи)
  5. Кедровых орешков (поползни, дятлы)
  6. Рябины, калины (снегири, свиристели)
  7. Клевера (щеглы, чечетки, воробьи, синицы)

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.

Инсценирование.

Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали.

Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

- Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные.

Ребята рассматривают кормушки сделанные своими руками, находят ошибки в изготовлении кормушек и выбирают самую лучшую.

Учитель читает стихотворение...

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех сторон
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- А когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь. Послушайте как поет таежная овсянка.

Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.

5. Итог урока.

- Мы познакомились с жизнью зимующих птиц. Какие птицы у нас остаются на зиму?

Почему они остаются?

- Когда придете домой, что сделаете первым делом? (Накормят птиц)


Приложение №1

Поползень. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он цепко держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре насекомых и их яички. Не случайно расцветка птицы – светлая окраска спины, сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползет по коре, но делает это быстро.

Синица. Синица очень подвижна, стремительно перемещается по веткам, быстро осматривает их в поисках пищи: (яйца насекомых и их самих). Ей при такой подвижности нужно много пищи. Синица всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Пестрый наряд синички помогает им затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у нее звонкая - “Тинь-тень”. Синица очень сообразительна – легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало.

Дятел. Очень острые и цепкие когти на пальцах легко держат птицу на коре дерева как на стенке, хвост приличный и крепкий – именно такой ему и нужен. Дятел питается насекомыми, отыскивая их в коре, но что удивительно, дятел слышит, как короеды и древоточцы, точат кору и дерево. Мощными, быстрыми ударами крепкого клюва дятел стремительно раздалбливает кору и поврежденную древесину. Удары так быстро следуют один за другим, что сливаются в очередь. Чтобы удары были сильными, дятел сильно откидывается назад – вот тут-то ему и помогает крепкий, упругий хвост – им он упирается в кору дерева. Зимой дятел питается семенами еловых шишек, для чего зажимает шишку в развилку веток и раздалбливает шишку.

Клест. Интереснейшая птица. Очень нарядная, с цепкими когтями. Клюв у клеста хорошо приспособлен для шелушения шишек, семенами которых он питается зимой. Семена в шишках очень маленькие, но в них много масла, они поэтому очень питательны. Клест птенцов выводит зимой, когда трещат морозы. Клест кормит их полупереваренными семенами, пока они сами не научатся их добывать. Птенцам не холодно, так как они сыты.

Снегирь. Красивая птица с красной грудкой. Питается семенами и ягодами растений. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому клюву. Стайка снегирей очень красиво смотрится на ветках заснеженных деревьев.