Воспитательная программа "На пути к успеху!"

Разделы: Классное руководство


Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.

Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа “На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы.

Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.

В основу создания данной программы били положены работы таких авторов как: Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников; С. Н. Чистякова, В. Б. Борейша, Г. В. Резапкина; О. А. Махаева, Е. Е, Григорьева; Чернявская.

Введение.

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации,
обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.
Д. А. Медведев

Актуализация проблемы.

В последние годы под воспитанием стали понимать целенаправленное управление процессами развития личности.

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволяет выделить характерную проблему существования средней школы и четко определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших старшеклассников.

Школа должна выпускать из своих стен человека, который бы соответствовал запросам современного общества: “Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны” (Национальная образовательная инициатива “НАША НОВАЯ ШКОЛА”)

На современном этапе цель воспитания заключается в подготовке выпускников к социальной адаптации и активному участию в жизни общества. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения в современной российской жизни необходимо каждому.

Данная программа по профориентации призвана помочь учащимся в осознанном выборе профессии. Способствует формированию первоначальных представлений о мире труда, познакомит с наиболее распространенными профессиями.

Данная программа по профориентации рассчитана на 2 года воспитательной работы с учащимися в возрасте 15-16 лет.

Цель программы: формирование успешной личности, способной к профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни через профессиональное самоопределение;
  • повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
  • формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;
  • создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников воспитательного процесса.
  • Педагогические принципы, на которых базируется программа, основаны на индивидуально – деятельностном подходе, способствующем раскрытию событий и явлений с позиции индивидуальных особенностей участников деятельности:
  • принцип научности в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  • принцип формирования и развития мотивации в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  • принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и т.д.);
  • принцип формирования самостоятельности;

В процессе воспитательной работы в качестве системообразующих элемента использована проектная деятельность.

В результате осуществления программы учащиеся получат необходимые и достаточные представления о мире профессии, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования. Должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.

Тематическое планирование (10 класс)

№ раздела № п/п Тема классного мероприятия Форма проведения Партнерство
Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием 1. Холерик? Сангвиник? Поговорим об особенностях темперамента Психологический практикум Психолог школы
2. Ярмарка достоинств. Психологическая игра-практикум Психолог школы
3. Поверь в себя! Классный час-размышление  
Раздел II. Развитие личностных качеств 1. Как вести себя среди людей. Мастерская общения  
2. Два шага до конфликта. Психологический практикум Психолог школы
3. Формирование своего имиджа. Ситуативный практикум  
Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации. 1. Умеешь ли ты общаться? Ситуативный практикум по культуре общения  
2. Компромисс- показатель слабости или признак зрелости личности? Ток-шоу  
3. Моя дорога к Себе и другим Нравственно-психологический практикум  
Итого: 9 часов

Тематическое планирование (11 класс)

№ раздела № классного мероприятия Тема классного мероприятия Форма проведения Партнерство
Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации. 1. Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда. Беседа  
2. Склонности и интересы в выборе профессии. Психологический практикум  
3. Успешного человека создает труд. Игра-тренинг  
Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против. 1. Мир профессий, или какую дверь открыть. Беседа  
2. Моя будущая профессия. Дискуссионный практикум Встреча с представителями учебных заведений Таштагольского района
3. На пути к успеху. Ситуативная беседа-диалог  
4. Я в политику пойду Беседа Встреча с представителем администрации поселка
5. Кем в дальнейшем нам бы стать. Дискуссионный профориентационный практикум Встреча с представителями профессий предприятий поселка
6. Быть или не быть психологом. Беседа Встреча с психологом школы.
7. Уехать или остаться? Профессии моего поселка. Ситуативная беседа-диалог Создание проектов
8. На работу в первый раз. Участие в проекте “Управленческий капитал” Молодежный отдел Администрации Таштагольского района
Итого: 11 часов

Содержание разделов программы.

Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни,
выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.
Д.А. Медведев

Программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы.

Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека.

Раздел I. Самопознание и управление саморазвитием.

Главное назначение занятий этого раздела - повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.

Раздел II. Развитие личностных качеств.

Главная цель заданий этого раздела - развитие характера, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Работа начинается с оценки личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Раздел III. Развитие навыков эффективной коммуникации.

Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Раздел IV. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Раздел V. Выбор дальнейшего пути: за и против.

В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценка и коррекция профессиональных планов, знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Ожидаемые результаты.

Ученик имеет представление и знает:

  • о различных способах самореализации и самосовершенствования;
  • какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
  • как стать более организованным и ответственным;
  • как повысить свою самооценку;
  • как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
  • как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
  • как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.

Ученик владеет:

  • умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
  • навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
  • умением управлять эмоциями;
  • коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
  • навыком аналитического и креативного мышления;
  • профессиональной осведомленностью;
  • способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.

Список литературы

  • Алоева, М. А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11-х классах
  • [Текст] / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. - Ростов н /Д: Феникс, 2007. - 310 с.
  • Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 183 c.
  • Дик, Н. Ф. Классные часы в лицее и в колледже [Текст] / Н. Ф. Дик. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.- 288 с.
  • Еременко, Н. И. Классные часы. 9 класс [Текст] / Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112 с.
  • Зайверт, Л. Д. Ваше время в ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время [Текст]. – М.: экономика, 1991. – 233 с.
  • Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа [Текст] / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой.- М: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
  • Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов средней школы. – 2-е изд. доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – С. 48-61.
  • Корнилова, М. В. Технология составления учебных программ [Текст]: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений / М. В. Корнилова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – 29 с.
  • Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст]. – М.: Просвещение, 1988. – 253 с.
  • Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников [Текст]. – М.: Просвещение, 1979.- 316 c.
  • Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – 2-е издание М.: Просвещение, 1995. – С. 48-72.
  • Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст]. Учебное пособие для 8 – 11-х классов образовательных учреждений.- М., 1995. – 83 c.
  • Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст]: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М.: Вако, 2006. – 240 с.
  • Твоя профессиональная карьера [Текст]: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 87 с.
  • Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст].- М.: Владос - пресс, 2001. – С.43-92.

Перечень ключевых слов

  • Безработица
  • Востребованность
  • Должность
  • Карьера
  • Конкурентоспособность
  • Привычки
  • Профессионализм
  • Профессиональное самоопределение
  • Профессия
  • Рынок труда
  • Самореализация
  • Склонность
  • Специальность
  • Способность
  • Талант