Календарно-тематическое планирование технологии "Основы профессионального самоопределения" для 9-го класса

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Опрос учащихся 9 классов показал, что определились со своим профессиональным выбором 15 % учащихся, сделали выбор, который их не вполне устраивает 32 % , не определились 53 % старшеклассников. Социологические исследования показали, что больше половина учащихся старших классов не сделали выбора относительно своего профессионального выбора. В чем же причины? Опрос дал следующие результаты:

  • Недостаток информации 34 %;
  • Не умение ориентироваться в образовательных услугах 27 %;
  • Нет четкого видения своего профессионального будущего 41 %;
  • Не знание своих потенциальных способностей 39 %.

Из опроса старшеклассников следует, что возникла прямая насущная потребность в профессиональной ориентации как целостной системы. Теоретические и практические наработки прошлих лет по данной проблеме могут использоваться в качестве исходного, но они часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня.

Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных вопросов.

Цели и задачи программы

Главной целью программы “Основы профессионального самоопределения” является подготовка старшеклассника к адаптации, самореализации и социализации личности в жизни общества.

Задачи программы:

  1. Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.
  2. Вооружение знаниями о социуме.
  3. Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.
  4. Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
  5. Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.

Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.

Требования к уровню усвоения содержания программы.

Выпускник 9 класса, прослушавший курс “Основы профессионального самоопределения” должен знать:

  • Сущность понятий “построение карьеры”, “должность”, “специальность”, “уровень интеллекта”, “профиль личности”, “социальный тип личности”, “образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа”, “собеседование”, “подготовительные курсы”, “коммуникативные способности”, “организаторские способности”, “вакансия”, “временная и постоянная занятость”, “резюме”, “трудовой договор”, “имидж”;
  • Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
  • Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;
  • Уровень развития интеллекта;
  • Типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;
  • Социальный тип личности, профиль личности;
  • Особенности приема в различные учебные заведения;
  • Учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;
  • Вакансии рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
  • Порядок приема на работу, составление трудового договора, права и обязанности работника и работодателя.

Уметь:

  • Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;
  • Заполнять документы для поступления в учебные заведения;
  • Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
  • Подавать апелляцию в период вступительных экзаменов;
  • Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
  • Составлять резюме в период поступления на работу;
  • Формировать личный имидж для построения карьеры.

Тематическое планирование

Тема

Форма

Метод

Теор.

Прак.

1.

Предмет и задачи курса “Основы профессионального самоопределения”.

1

 

Лекция, беседа

2.

Понятие о деятельности. Виды деятельности

1

 

Лекция, беседа

3

Профессиональная деятельность, ее функции

1

 

Лекция, беседа

4.

Психологическая и социальная готовность к выбору профессии.

 

1

Анкетирование, ролевые игры

5.

Понятие профессия, специальность, должность.

1

 

Лекция, ролевые игры

6..

Разнообразие профессий. Хобби.

 

1

Ролевая игра

7.

Психологическая и социальная готовность к выбору профессии.

 

1

Тестирование

8.

Профессионально-важные качества личности (ПВК).

 

1

Тренинг

9.

Изучение уровня сформированности ПВК

 

1

Тренинг

10.

Диагностика уровня интеллекта.

 

1

Тестирование

11.

Диагностика уровня интеллекта.

 

1

Тестирование

12.

Факторы, влияющие на выбор профессии.

1

 

Беседа

13.

Ошибки при выборе профессии.

 

1

Ролевая игра

14.

Понятие предмета труда

1

 

Лекция

15.

Классификация профессий

 

1

Анкетирование

16.

Определение предмета труда

 

1

Тестирование

17.

Структуру образования в России. Единое образовательное пространство.

1

 

Лекция

18.

Учреждения профессионального образования.

1

 

Лекция

19.

Анализ информации об учебном заведении

 

1

Экскурсия

20.

Анализ информации об учебном заведении

 

1

Практическая работа

21.

Анализ информации об учебном заведении

 

1

Практическая работа

22.

Развитие коммуникативных способностей

 

1

Тренинг

23.

Отношение к будущей профессии

1

 

Беседа

24..

Построение профессиональной карьеры

 

1

Анкетирование

25.

Стратегия профессионального выбора

 

1

тренинг

26.

Права и обязанности участников образовательного процесса. Документ о профессиональном образовании.

1

 

Лекция

27.

Договор об образовании, его структура.

1

 

Лекция

28.

Договор об образовании, его структура.

 

1

Практическая работа

29.

Психологическая готовность к сдаче экзаменов. Особенности приема в различные учебные заведения.

 

1

Тренинг, практическая работа

30.

Ярмарка образовательных учреждений города, региона, страны.

 

1

Деловая игра

31.

Поиск вакантных рабочих мест. Временная и постоянная занятость.

 

1

Практическая работа

32.

Наем на работу. Собеседование.

1

 

Лекция

33.

Конституция РФ о занятости населения. КЗОТ. Трудовой договор.

1

 

Лекция

34.

Формирование имиджа.

 

1

Тренинг

 

Теоретических занятий

13

 

Практических занятий

21

Литература

  1. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.:Лист, 1996 год.
  2. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996 год.
  3. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного определения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997 год.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.-Воронеж, 1996 год.
  5. Трудовой кодекс с комментариями. М.2001 год.
  6. Конституция Российской Федерации.
  7. Закон об образовании.
  8. Технология. Учебник для 11 класса, под редакцией В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2002 год.
  9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика 10-11 класс в 2-х частях, М., 2001 год.
  10. Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
  11. Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Рабочая тетрадь для учащегося
  12. Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М.: Просвещение, 1999.
  13. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений./Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.
  14. Технология профессионального успеха: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003.

Оборудование

  1. Индивидуальные опросные листы для проведения диагностических методик (ранжирование ПВК личности, теста ШТУР, теста Айзека, методики Кейрси, методики Голланда).
  2. Информацию об образовательных учреждениях города, региона, страны.
  3. Документация для абитуриента.
  4. Примерные варианты договоров об образовании, трудового договора.
  5. Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.