Концепция развития МОУ СОШ №1 г. Гусева Калининградской области на 2009–2015 годы

Разделы: Администрирование школы


Введение

В современном обществе понятие “качество” становится ключевым: качество результата, качество деятельности, качество управления. Сфера образования не является исключением. Качество образования рассматривается как мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства. Исследование проблем повышения качества образования, воспитания учащихся в творческой познавательной деятельности определяется целями образования и воспитания как общественного явления и педагогического процесса, заложенными в Законе Российской Федерации “Об образовании” и в “Программе модернизации Российского образования”, приоритетном национальном проекте “Образовании”, комплексном проекте модернизации образования Калининградской области. Это, прежде всего, формирование мировоззренческих, гражданских, патриотических, нравственных основ нового воспитательного потенциала системы образования, воспитание людей творческих, высокоинтеллектуальных, инициативных, подготовленных к жизненному самоопределению. Школа для формирования данных качеств личности должна переориентировать свою деятельность на компетентностный подход в оценке своих результатов, а значит, и нацелить все свои ресурсы на формирование у выпускника ключевых и иных компетентностей, которые могут удовлетворить запросы работодателей.

Чтобы понимать и оценивать качество сформированности той или иной компетентности человека в границах конкретной деятельности, требуется модельное представление компетенций этого опыта деятельности. Сегодня это представляет серьезную проблему, поскольку признаки качества этих компетентностей попросту отсутствуют. Концепцией компетентностно – ориентированного образования обозначены в федеральном законе “Об образовании”, программе модернизации системы образования приоритетами которых являются следующие компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, информационная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность. Противоречие, возникшее между обозначенными компетентностями, как результатом образования, и отсутствием технологий оценивания этого результата возвращают нас к выше обозначенной проблеме.

Компетентности как результаты образования, которых планируется достичь на выходе из школы, нацеливают на структурные изменения, по крайней мере, в содержании образования третей ступени обучения. Этим обусловлен переход на “профильную старшую” школу. Пути решения этой проблемы лежат в плоскости дифференциации и индивидуализации обучения через изменение структуры учебного плана, организации образовательного процесса.

Переориентация деятельности общеобразовательного учреждения на компетентностный подход заставляет сменить парадигму управления школой, а значит, и провести качественные преобразования в профессиональных функциях управленцев. Технологии оценки и анализа качества результата образования с переходом на компетентностный подход претерпевают существенные изменения: в ходе мониторинга отслеживаются не академические и энциклопедические знания, а готовность эффективно мобилизовать все свои ресурсы на достижение поставленной цели; целеполагание ориентировано на ключевые компетентности как результат образования; планирование и контроль обеспечивают меры соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства.

С 1945 года школа №1 ставила перед собой и решала задачи высококачественного образования своих учеников. С 2004 года, работая в новом статусе, особое внимание уделялось дифференциации учебного процесса, углублению программ естественнонаучного, информационного направлений, интеллектуальному творчеству учащихся, интеграции учащихся разного уровня развития в школьное и взрослое общество.

Однако на всех ступенях обучения следует решать не только проблемы обучения, но и проблемы профессионального самоопределения, компетентности в различных видах деятельности, а, следовательно, и успешной адаптации школьника в обществе. Необходимо ученика ставить в ситуацию выбора предметных областей, связанных с будущей профессией, его социальной адаптации.

Решение проблем возможно не только и не столько за счет структурных перестроек, но и благодаря системному подходу к кадровым и материальным условиям, эффективному управлению. Образовательная среда школы должна обеспечивать широту интересов учащихся, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, давать возможность реализовывать свои социальные амбиции в школьном самоуправлении, работе детских общественных организаций.

В качестве основания проектирования образовательной программы школы компетентно-личностной направленности заложены принципы согласования ценностей и стратегических целей, заложенных в миссии, родительских ожиданий, профессионального образовательного самоопределения учащихся.

Миссия школы № 1 в городском сообществе:

В отношении учащихся:

Школа создает условия для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику поступить в ВУЗ и успешно обучаться в нем, занимать осмысленную, активную и деятельную позицию, быть конкурентоспособным в современной социальной среде. К моменту окончания ученик будет обладать способностями эффективной коммуникации, информационной культурой, способностью принимать решения и осуществлять их, способностью к исследованию.

В отношении родителей:

Педагоги школы способствуют становлению партнерских отношений с родителями, разделяющими базовые ценности школы, стремящимися обеспечить своему ребенку получение качественного образования. Школа открыта в понимании потребностей родительского сообщества относительно образовательной перспективы детей.

В отношении педагогов школы и профессионального сообщества:

  • Педагоги школы рассматривают себя как профессионалов, занимающих лидирующее положение в профессиональном сообществе города. Мы выступаем как носители и разработчики новых образовательных проектов, открыты для обсуждения общественных запросов к образованию со стороны властей, бизнеса, культурных и политических деятелей

Стратегические задачи:

  1. Сформировать и в дальнейшем совершенствовать личностно-ориентированную культурную и профильную среду обучения и воспитания.
  2. Создать условия для совершенствования качества обучения и воспитания.
  3. Обеспечить высокие позиции в рейтинге школ города путем:
    1. профильной направленности учебного процесса;
    2. привлечения учащихся и педагогов к проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
    3. системной диагностики компетенций учащихся;
    4. развития системы дополнительного образования;
    5. формирования социальных компетенций на основе школьного самоуправления.
    6. Система мониторинга по разным направлениям деятельности школы.

Модель школы

1. Основа концепции образования в школе – личностно-деятельностный подход, который определяет психолого-педагогические условия для целостного развития задатков человека, его духовных и познавательных потребностей. Эти условия дополняются идеями гуманизации учебно-воспитательного процесса, что предполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный личностный выбор собственного жизненного пути, реализацию всех способностей и талантов. Во главу угла концепции ставится воспитание потребности ученика в творческом саморазвитии, самореализации.

2. Приоритетные педагогические принципы образовательной системы школы:

Принцип элективного углубления: Школа дает образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем интегрироваться личности в систему мировых национальных культур, и с учетом возможности выбора уровня усвоения образовательной области каждым учеником в соответствии со своими потребностями. В рамках выбранного профиля каждый ученик может изучать набор предметов углубленно, но может и выбрать элективные курсы по другим профилям.

Принцип интеллектуального творчества: Школа способствует творческому развитию личности ученика через систему интеллектуальных состязаний, проектную деятельность, предусмотренное в учебном плане время для самостоятельной исследовательской деятельности. Творческое саморазвитие педагогов способствует творческому развитию учащихся.

Принцип развития базовых компетенций: Школа обеспечивает возможность получения всеми выпускниками знаний и базовых навыков в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, информационная и коммуникативная культура). Независимо от профиля каждый учащийся имеет возможность получить в учебном плане не менее 3 часов иностранного языка в неделю, овладеть информационными технологиями и проектными методами. Обязательными являются курс русского языка и, более глубокий по сравнению с базовым, курс математики.

Принцип социального заказа: школа обеспечивает возможность каждому ученику выбрать профиль. С этой целью проводится предпрофильная подготовка, анкетирование учащихся и родителей, тестирование, собеседования с психологом, тренинги, имитационные игры. Родители учащихся принимают участие в формировании учебного плана.

Принцип открытости и конкурентоспособности: школа открыта для социального партнерства с профессиональными образовательными учреждениями, культурными и социальными учреждениями, для социально-педагогических и культурных связей, обменов, новаций.

3.Структура деятельности педагогов и учащихся в школе:

3.1. Обучение основам наук, формирование научного мировоззрения на высоком качественном уровне обеспечивается за счет:

  • разноуровневых программ, повышения их практической направленности, повышения в них удельного веса творческих задач;
  • модульной многопрофильной организации учебного процесса, обеспечивающей возможность выбора предмета, уровня его усвоения и набора сопутствующих профильных и элективных курсов;
  • роста удельного веса проектной деятельности учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе через Интернет;
  • изменения в системе оценивания образовательных результатов в сторону объективизации, открытости критериев для учащихся, переходу от поурочного оценивания к тематическому и рубежному, компетентностному;
  • Повышение интереса учащихся к познанию за счет внутрипрофильной специализации;
  • Содержательного сотрудничества с высшими и средне-специальными учебными заведениями;
  • Разноплановой внеурочной деятельности учащихся через воспитательные центры:

1. Центр интеллектуального развития:

  1. Научное общество учащихся объединяет учащихся, работающих над исследовательскими проектами и программами;
  2. Клуб “Олимп” – здесь ученики с помощью педагогов готовятся к предметным олимпиадам;
  3. Литературная гостиная объединяет любителей литературы, подготовка к участию в конкурсах “Русский медвежонок”.
  4. Клуб “Умники и умницы” – организация интеллектуальных игр, марафонов, КВН для учащихся 5-8 классов
  5. Компьютерный клуб – создание и сопровождение школьного сайта, участие в компьютерных конкурсах;
  6. БИЗНЕС – клуб – организация экономических и управленческих игр, профориентационная работа
  7. Пресс – центр – выпуск школьной газеты.
  8. Клуб “Поиск”
  9. Клуб “Юный эколог”

Центр культуры здоровья:

  1. Спортивные секции: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, туризм, шахматы, футбол.
  2. Социально-педагогическая служба – диагностика психологического здоровья, адаптация вновь прибывших детей, тренинги роста и ликвидации вредных привычек
  3. Уроки здоровья
  4. Школьная спартакиада

Эстетический центр: Вокальная студия, Театральный кружок, Кружок изобразительного искусства.

Социальный центр: Школьный музей, Клуб “Патриот”, Детская общественная организация “Лучики”, Подростковая общественная организация “Солнышко”.

3.2 Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность учащихся является составляющей образовательной деятельности и обеспечивает освоение учащимися новых способов деятельности на интегрированном содержании, получение опыта объединения ресурсов для достижения цели, позволяет создать естественную среду для формирования компетентностей.

Проект в соответствии с положением может быть выполнен в одной из следующих форм:

– информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

- проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы

  • Экспериментальная работа – описывает научный эксперимент, имеющий известный результат.
  • натуралистические и описательные направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
  • исследовательская – творческая работа, выполненная при помощи корректной, научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
  • практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация.

Для учащихся 10 классов проектная деятельность является обязательной, и выполняется в рамках учебного плана, для остальных учащихся организуется по их желанию в рамках дополнительных консультаций. Для реализации проекта каждому учащемуся подбирается руководитель, отводится время для консультаций, доступа в библиотеку, internet. Все учащиеся, выполняющие проекты, объединены в научное общество учащихся, в рамках которого проводятся лекции и семинары по исследовательскому аппарату и методикам исследований и экспериментов.

3.3. Воспитание гражданских, этических и нравственных качеств личности в соответствии с конечной целью, сформулированной в виде портрета выпускника, осуществляется за счет:

  • введения в учебный процесс курсов, способствующих формированию гражданских, нравственных качеств личности;
  • различными видами внеурочной воспитательной деятельности (клубы, гостиные, кружки, секции, центры, музей); экспедиционной, исследовательской деятельности;
  • соревновательности, поощрения различных интересов учащихся.
  • самоуправления школьников, издания школьной газеты и поддержки детских общественных организаций;
  • службы социального педагога; диагностики и коррекции личностных характеристик учащихся; сотрудничества с родителями учащихся; погружения учащихся в культурный поток; сотрудничества с организациями и учреждениями, заинтересованными в воспитании граждан города;

Ценности, заложенные в модели самоуправления:

– каждый ребенок имеет право быть избранным в органы ученического самоуправления

– работа в органах самоуправление сделает причастным ребенка к гражданскому обществу, правовому государству

– работа в органах ученического самоуправления дает навыки коммуникаций, социальной активности, правовую культуру

– сотрудничество детских и взрослых органов самоуправления

– сотрудничество органов самоуправления в школе и органов управления детскими организациями, работающими в школе

– открытость модели самоуправления для новаций, сотрудничества с детскими и молодежными организациями и структурами города.

Основная идеология модели: Качество личности выпускника школы обусловлено не только его интеллектуальными и творческими достижениями, но и социальной активностью, гражданской позицией и включенностью в общественную жизнь города.

Цель создания данной модели ученического самоуправления: создать условия для развития свободной личности, дать возможность каждому ученику в течение ряда лет обучения испробовать себя в общественной жизни класса, школы, города, почувствовать свою причастность к решению общих задач.

Задачи, решаемые данной моделью самоуправления:

– сплочение классных коллективов

– выявление и обучение лидеров

-обучение навыкам коммуникации, публичных выступлений

-формирование таких качеств личности как уверенность в себе, умение влиять на других, ответственность за порученное дело, инициативность.

3.4 Формирование физического и психического здоровья осуществляется через:

  • многоуровневую физическую подготовку (основная группа, группа здоровья, спортивные секции, подвижные перемены); социально-педагогическую службу; туристический клуб, спортивные секции; лекторий по профилактике вредных привычек и пороков.

4. Портрет выпускника школы.

Выпускник школы представляет собой личность с высоким уровнем интеллектуального развития и широким кругозором, мотивированную на получение среднего и высшего профессионального образования, творческую, с потребностью здорового образа жизни, адаптированную к современному социальному устройству и конкурентоспособную в нем, развитыми чувствами патриотизма, гражданственности, нравственности и долга.

Основные компетентности, которыми должен владеет выпускник школы и признаки качества компетентностей выпускника:

  1. Компетентности решения проблем:
    1. Умеет вычленить проблему, объяснить конструктивные причины, по которым требуется разрешение данной проблемы, оценивает сложность проблемы и прогнозирует развитие ситуации.
    2. Определяет цели и задачи, аргументирует их достижимость, предлагает свой путь решения задач, анализирует возможные пути решение проблем.
    3. Планирует и обосновывает свои действия, описывает плановые показатели результата своей деятельности, возможные его применения и продвижения.
    4. Оценивает результат своей деятельности, делает выводы о соответствии полученного результата замыслу на основе разработанных самостоятельно критериев.
  2. Информационные компетентности:
    1. Владеет технологиями поиска и получения информации, в том числе и компьютерными.
    2. Демонстрирует владение информацией по заданной тематике, отбирает информацию в соответствии с целями и задачами, умеет проверить достоверность информации, в том числе и исследовательскими, экспериментальными, опросными и иными методами.
    3. Умеет самостоятельно выстроить логику аргументов, подтверждающих выводы из полученной информации в соответствии с целями и задачами.
  3. Коммуникативные компетентности:
    1. Владеет технологией письменной презентации своей работы – грамотно излагает, придерживается нормативов, оформляет таблицами, схемами, рисунками и пр.
    2. Владеет технологиями устной презентации своей работы – речь соответствует норме, используется наглядность, грамотно использует невербальные средства презентации, владеет технологией компьютерной презентации.
    3. Умеет защитить результаты своей деятельности, ответы на вопросы развернутые, доказательные, апеллирует к научным фактам и собственному опыту.
    4. Владеет технологиями диалога, дискуссии.
  4. Учебные компетенции: владеет технологиями решения учебных задач, чертежными инструментами, измерительным оборудованием, компьютерной и офисной техникой, проекционным оборудованием.
  5. Социальные компетентности: умеет построить схему социального явления, определить свой социальный статус и социальные отношения в группе, выстроить схему саморазвития, становления своего социального “Я”, умеет соотносить свои интересы с интересами других людей, умеет выделить социальные проблемы и предложить пути их разрешения, умеет произвести самооценку своих профессиональных притязаний, определить свои возможности в получении желаемой профессии, выстроить программу реализации своей будущей карьеры.
  6. 5. Критерии оценки результата образовательного процесса в школе построены на четырех структурных элементах содержания образования:

    – опыте познавательной деятельности, фиксированном в форме ее результатов – знаний;

    – опыте осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

    – опыте творческой деятельности – в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

    – опыте осуществления эмоционально ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

    Такой подход к освоению основных структурных элементов содержания образования позволяет сформировать у учащихся важнейшие жизненные качества, называемые компетентностями. Качество результата образования – совокупность признаков, показатели которых соответствуют установленной на данный момент норме (спецификации и запросам потребителя)

    Результат образовательного процесса

    Познавательная грань

    Творческая грань

    Социальная грань

    Психофизическая грань

    Усвоение базовых программ

    Включенность учащихся в творческую деятельность

    Включенность в культурный поток

    Физическое развитие

    % обучающихся на “5”, на “4” и “5”, только на “3”

    Уровень достижений в предметных олимпиадах

    Включенность в воспитательный процесс

    Состояние здоровья

    Количество медалистов

    Уровень достижений в интеллектуальных конкурсах

    Широта интересов учащихся

    Уровень заболеваемости

    Средний бал ЕГЭ

    Уровень достижений в конференциях и конгрессах

    Уровень сплоченности классных коллективов

    Уровень достижений в спортивных состязаниях

    Сохранность контингента

    Уровень достижений в творческих состязаниях

    Уровень воспитанности учащихся

    Психическая адаптация

    Разноуровневость обучения

    Компетентность проектной деятельности

    Уровень развития самоуправления

     

    Компетентности решения проблем

     

    Уровень социализированности учащихся

     

    Информационная компетентность

     

    Удовлетворенность условиями образования

     

    Коммуникативная компетентность

     

    Социальные компетентности

     
  7. Управление образовательным процессом.

Основой концепции внутришкольного управления является системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления.

Принципы эффективного управления в профильно-креативной школе:

  1. Принципы традиционного и инновационного менеджмента: научность, ответственность, действенность, мотивация, инновация, ориентация на потребителя образовательных услуг, единоначалие и коллегиальность и др.
  2. Руководство школой направлено на формирование квалифицированного и заинтересованного персонала, на создание и обеспечение современной материальной базы и передовой технологии.
  3. Рациональная организация работ, при которой структура управления соответствует миссии, технологии, внешней среде и стратегии, а система управления позволяет оперативно и гибко реагировать на ситуацию
  4. Умелое, инициативное и творческое управление с использованием современных технологий целеполагания, анализа и мониторинга процессов.
  5. Высокое качество реализации управленческих функций обеспечивается применением современных компьютерных средств, информационных технологий мониторинга и анализа.

Структура управления профильно-креативной школой основывается на выделении “территорий ответственности” для всех субъектов управления:

  1. Организация учебной деятельности учащихся и контроль за результатами этой деятельности;
  2. Организация творческой деятельности учащихся и контроль за ее результатами;
  3. Организация повышения квалификации кадров, мониторинг результативности педагогической деятельности, методическая работа, координация деятельности методических объединений педагогов;
  4. Организация воспитательного процесса и контроль за его результатами
  5. Информатизация процессов обучения, преподавания, управления;
  6. Финансовое обеспечение процессов в школе;
  7. Материально-техническое обеспечение процессов в школе.

Важная роль в управлении школой отводится органам общественного управления: попечительский совет, Совет школы, органы детского самоуправления, педсовет.