Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи.
  2. Добиться усвоения учащимися таких понятий, как ритм, рифма, стопа.
  3. Стимулировать развитие творческих способностей учащихся формировать интерес к слову.
  4. Воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма. (СЛАЙД 1-2)

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: ритм, рифма, стопа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

III. Вступительное слово учителя.

– Есть на свете прекрасная волшебная страна Стихландия. Бесполезно искать её на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попав в Стихландию можешь легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Вы даже можете проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. Обману и злобе нет места в Стихландии.

– Хотели бы вы попасть в эту страну?

Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто потому, что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно потому, что не каждому Стихландия открывает свои чудеса.

– Что же для этого необходимо?

Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Это ритм и рифма.

Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться. Давайте посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы отправиться в Стихландию.

IV. А) Ритм.

– Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой. (СЛАЙД 3)

(Предлагаю ученикам прочитать два текста (слайды)).

Вот вечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

(А.С.Пушкин)

“Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.”

(Д.Н.Мамин-Себиряк)

– Что общего в приведённых отрывках?

(Настроение)

– Каким настроением они проникнуты?

(Бодрым, радостным. “ Рады мы проказам матушки зимы”, “ Да, чудно, хорошо было кругом”.)

– В чём различие текстов?

(Первое отличие – столбик и строчка. Один текст прозаический, другой – стихотворный. Стихи звучат красиво, напевно, ритмично. Ритм передаёт настроение автора, подчёркивает смысл текста.)

( На доске вывешивается плакат с определением поэтических терминов или слайд 4)

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц (в стихотворении – это ударный и безударный слоги).

– Некоторые спрашивают, зачем писать стихами, если всё то же самое можно сказать простыми словами. А вот и не всё!

… Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Старый барабанщик
Крепко спал.
Он проснулся,
Перевернулся,
Встрепенулся и сказал:
– Старый барабанщик,
Старый барабанщик

– А теперь попробуйте сказать это прозой: барабанщик был стар, он спал-спал, а потом проснулся, перевернулся и говорит: старый барабанщик… По смыслу – всё то же самое, а ничего не получается. Потому не получается, что смысл здесь играет второстепенную роль: главное здесь – ритм. Он точно воспроизводит ритм походной барабанной дроби. Барабан стучит не уставая – и стихотворение можно повторять сколько хочешь раз. Это повторялка – стихотворение, которое повторяет себя снова и снова.

– Попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек из поэмы

А.С.Пушкина “ Руслан и Людмила”. (расставляем ударение, рисуем рисунок) Слайд.

Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет.

Чередование ударного и безударного слога образует – СТОПУ. (СЛАЙД 4)

__ __ __ __ __ __ __ __ __

__ __ __ __ __ __ __ __ __

Б) РИФМА

– А теперь поработаем над вторым законом поэзии – рифмой. Вспомним, как один из героев произведения Н.Носова учился сочинять стихи.

(Чтение отрывка из книги Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей” “ Как Незнайка сочинял стихи”. – смотри слайды , или инсценирование этого отрывка, или просмотр мультфильма) (СЛАЙД 5-7)

“Однажды незнайка пришёл к Цветику и сказал:

– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

– А у тебя способности есть? – спросил Цветик.

– Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.

– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?

– Рифма? Нет, не знаю.

– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

– Понял.

– Ну, скажи рифму на слово “палка”.

– Селёдка, – ответил Незнайка.

– какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

– Этого мало, – сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.

– Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха – ха – ха!

– Ну, придумай рифму на слово “пакля”, – сказал Цветик.

– Шмакля, – ответил Незнайка.

– Какая шмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?

– А разве нету?

– Конечно, нет.

– Ну, тогда рвакля.

– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – обьяснил Незнайка.

– Врёшь ты всё, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

– А если я не могу подобрать другого слова?

– Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

– Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.

– Сейчас, – согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя в потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

– Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

– Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.

– Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.”

РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. (СЛАЙД 8)

V .Закрепление полученных знаний.

А). Игра “Подбери рифму”.

1. – Давайте и мы поможем Незнайке подобрать рифмы к словам. (СЛАЙД 9)

Селёдка шарик крючок лодка
Стрелка сачок оса барабан
Фонарик лиса книжка лягушка
Тарелка морковка мишка стакан
Ракушка верёвка

2. А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Cлайд 10)

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

3.Рифмы – обманки (слайд 11)

Три ёлки выросли стеной –
В рощице берёзовой.
Все иголки до одной
У них по цвету ……. (зелёные)
Помидор большой и спелый.
Погляди какой он ……. (красный)
Слон, увиденный Виолеттою,
Был не розовый, а ……. (серый)
Нашёл пять ягодок в траве.
И съел одну. Осталось …… (четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего …… (пять)
Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее …..(лиса)

Б). 1. Слово учителя : из истории БУРИМЕ. (слайды 12-13)

– В 1864 году знаменитый автор “Трёх мушкетёров” Александр Дюма организовал на страницах парижского журнала “Петит журнал” необычный конкурс. Участники должны были придумать стих с заранее задуманными рифмами. Конкурс вызвал небывалый ажиотаж, и уже в следующем году Дюма опубликовал стихи 350 его участников отдельной книгой.

Игра, предложенная Дюма читателям журнала, называлась БУРИМЕ. (слайд)

Буриме-это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы (обычно шутливого характера).

Любопытно, что это чисто французское изобретение появилось задолго до конкурса Дюма благодаря одной пропаже. Живший в первой половине XVII века некий поэт Дюло сообщил однажды друзьям о потере рукописи, якобы содержащей 300 сонетов. Мало кто из присутствовавших поверил в возможность написания такого огромного количества стихов, и тогда Дюло пояснил: вообще-то говоря, полностью сонеты не написаны, зато он подобрал к ним заранее рифмы. Посмеявшись над чудаком, друзья решили помочь бедняге и написали несколько шутливых сонетов на сохранившиеся в памяти Дюло рифмы. Игра всем понравилась и в последствии распространилась на другие стихотворные формы. Так появилось буриме, ставшее в последующие двести лет самым модным (наряду с шарадой) салонным развлечением французской аристократии.

В XVIII веке буриме проникло и в Россию, где увлечение этой игрой достигло расцвета в первой половине XIX века. Незаурядными буримерами проявили себя известные в те времена поэты В. Л. Пушкин (дядя А. С. Пушкина), А. А. Голенищев-Кутузов, Д. Д. Минаев и другие.

Именно в XX веке буриме перестало быть чисто салонным или домашним развлечением, выйдя на подмостки клубов и концертных залов. Появились настоящие профессионалы буриме, в считанные секунды составляющие весьма удачливые стихотворения на заданные зрителями рифмы. Замечательным мастером такого рода эстрадных представлений был автор любимой многим сказки “Три толстяка” Юрий Карлович Олеша.

В наше время некоторые конферансье и артисты эстрады также с успехом играют со зрителями в буриме. Иногда устраивают конкурс буримеров популярные газеты и журналы. И пусть участники конкурса не всегда демонстрируют отточенную поэтическую технику – не это главное.

Ведь буриме позволило им хотя бы на время превратить довольно трудное дело, сочинение стихов, в весёлую и увлекательную игру, украсить монотонные будни интересным и ярким развлечением…

2. Придумать стихотворение с рифмами: (СЛАЙД 14)

    Гномик – домик
    Кошка – окошко

3. Работа по карточкам .

– Помоги Незнайке составить сказки, подбирая правильно рифмы.

Карточка 1.

Мой друг Кук

Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на ________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо и